Вагоны: пассажирский вагон "Donnerbuchse" Ci-28

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности и так далее...

Так называемые "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse или Donnerwagen) - это народное название двухосных несамоходных (локомотивной тяги) пассажирских вагонов, некупейных (открытого типа), с местами для сидения. Строили их в Германии начиная с 1921 года для государственной железной дороги - Deutsche Reichsbahn. Они были цельнометаллическими. Потому и громыхали...

После навязанного Германии Версальского договора и репараций после первой мировой войны в стране ощущалась нехватка пассажирских вагонов - поэтому их начали проектировать и строить по единому стандарту (Einheitsbauart) с 1920 - 1921 года. Все вагоны должны были быть цельнометаллическими - но производители не смогли одномоментно перестроиться на новые материалы, поэтому некоторое время продолжался выпуск и деревянных вагонов. С 1921 по 1923 год было введено в строй только 90 металлических и аж 2639 деревянных вагонов. Металлические проектировались из стандартных компонентов (в соответствии с принятой в то время на вооружение Рейхсбаном концепцией "Austauschbauart", то есть "взаимозаменяемости"). Это позволило с 1926 года быстро наладить их массовое производство. Их строили такие компании, как HAWA, LHB, Maschinenfabrik Augsburg Nurnberg (MAN), Rathgeber, Beuchelt, Westwaggon, Fuchs и другие

Было разработано и производилось несколько типов (дизайнов) вагонов, обозначавшихся Di-21, Bi-29, Ci-28 и так далее. Вагоны типа Ci-28 (с характерными открытыми торцевыми платформами) стали самыми массовыми - в 1928/29 годах их сделали 1744 штук, тогда как вагоны других типов появились в количестве от нескольких десятков до нескольких сотен (исключение составил тип Bi-29, вагонов которого в 1929/30 годах тоже построили немало - 1632 штуки). Ci-28 предназначался для орагнизации пассажирских перевозок третьим классом, имел 58 сидячих мест, длину по буферам 13,92 метра, колесную базу 8,5 метра, максимальную скорость - 90 км/ч. Типы Ci-28/29/30 внешне очень похожи.

Цельнометаллические пассажирские вагоны различных типов постройки от 1921 до 1931 года пережили войну, оказались разбросаны по ГДР, ФРГ и вообще по Европе, меняли в зависимости от этого маркировки и нещадно переделывались, но так или иначе служили до 1960-х годов. Затем началось их постепенное списание, и в конце 70-х их уже не осталось на железных дорогах. Только в Польше они ещё бегали до 1989 года... Сегодня они ездят только в составе поездов-аттракционов во всяких железнодорожных музеях или типа того.

Модели столь популярного вагона имеют в каталогах многие фирмы, в том числе, такие как Fleischmann, Roco и Piko, конечно же. Piko делали её еще при царе горохе, в наших краях (да и не только) особенно распространена ГДР-овская версия откуда-то из 80-х годов прошлого века - Piko Personenwagen (артикул 5/6513-010).

Изначально, при постройке до 1945 года эти вагоны маркировались тогдашним Рейхсбаном вначале четырехзначным номером с указанием города "приписки", затем - пятизначным (например так - 27342 Halle). На черной раме модели выштамповкой нанесена старая (1958 года) маркировка DR (это восточногерманский послевоенный Рейхсбан), шестизначный номер 341-220. Краской на зеленом борту нанесен номер 505024-26548-8 Baai. Это двенадцатизначная маркировка Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC). Она соответствует уже 1966 году. Буквы Baai означают следующее ("B" - второй пассажирский класс, "aa" - две оси, "i" - открытый тип). Класс этих вагонов стал считаться вторым уже в ГДР - в Третьем Рейхе и ранее он был третьим... Что касается реального прототипа модели с номером 505024-26548-8, то о нем ничего выяснить не удалось, кроме того, что он закончил свой земной путь где-то уже в 70-х вроде как в Херингсдорфе (Heringsdorf).

В целом модель сделана достойно для тех времен, хотя надписи не слишком чёткие. Основнойсомнительный момент - длина. При такой длине по буферам (140 мм) прототип должен был быть всего 12,18 метра (а не 13,92 метра как положено). То же самое с колесной базой 6,26 метра против должных 8,5...

Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 5/6513-010):
Эпоха - III
Принадлежность - DR
Длина - 140 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.

хороший сайт про "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse) на немецком языке


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...