Вагоны: пассажирский вагон Donnerbuchse Ci-33 (Baa)

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности и так далее...

Так называемые "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse или Donnerwagen) - это народное название двухосных несамоходных (локомотивной тяги) пассажирских вагонов, некупейных (открытого типа), с местами для сидения. Строили их в Германии начиная с 1921 года для государственной железной дороги - Deutsche Reichsbahn. Они были цельнометаллическими. Потому и громыхали...

После навязанного Германии Версальского договора и репараций после первой мировой войны в стране ощущалась нехватка пассажирских вагонов - поэтому их начали проектировать и строить по единому стандарту (Einheitsbauart) с 1920 - 1921 года. Все вагоны должны были быть цельнометаллическими - но производители не смогли одномоментно перестроиться на новые материалы, поэтому некоторое время продолжался выпуск и деревянных вагонов. С 1921 по 1923 год было введено в строй только 90 металлических и аж 2639 деревянных вагонов. Металлические проектировались из стандартных компонентов (в соответствии с принятой в то время на вооружение Рейхсбаном концепцией "Austauschbauart", то есть "взаимозаменяемости"). Это позволило с 1926 года быстро наладить их массовое производство. Их строили такие компании, как HAWA, LHB, Maschinenfabrik Augsburg Nurnberg (MAN), Rathgeber, Beuchelt, Westwaggon, Fuchs и другие

Было разработано и производилось несколько типов (дизайнов) вагонов, обозначавшихся Di-21, Bi-29, Ci-28 и так далее.

Для небольших местных и второстепенных железнодорожных линий Рейхсбан (DRG, Deutsche Reichsbahn Gesellschaft) специально заказывал, начиная с 20-х годов, несколько серий (классов) особенных вагонов. В целом их конструкция и комплектующие были такими же, как и у обычных вагонов сходных типов (дизайнов), объединяемых термином Donnerbuchse. Таким образом, отдельные комплектующие были взаимозаменяемы. Но было и то, что значительно отличало их от "родительских" типов Donnerbuchse - это меньшая длина по буферам (Lup) - 12.956 метров против 13.92 метрa и меньший вес.

В когорту таких укороченных облегченных вагонов Donnerbuchse для второстепнных направлений входили серии CDi-23 / CCid-23 (номера в DRG 98 001 - 98 020), Bi-24 (29 001 - 29 005), BCi-24 (39 001 - 39 005), Di-24 / Cid-24 (98 021 - 98 025, 98 030 - 98 064), Ci-25 (98 026 - 98 029), Pwi-29a (117 501 - 117 507), Z-28 (10 001 - 10 xxx), Bi-31 (29 006 - 29 010), BCi-31 (39 006 - 39 010), Ci-31 (98 065 - 98 069), Pwi-31a (117 508 - 117 529, 117 531 - 117 810), PwPosti-31 (102 501 - 102 502), BCi-32 (39 011), Ci-32 (98 070), Pwi-32 (117 530), BCi-34 (39 012 - 39 081, 39 103 - 39 111), BCi-34a (39 082 - 39 102), PwPosti-34 (102 503 - 102 552), PwPosti-34a (102 553 - 102 554), и Ci-33 / Ci-34.

Серию Ci-33 начали выпускать в 1933 году. Вначале появилось три вагона-прототипа, это Ci-33 (98 071), Ci-33a (98 072) и Ci-33b (98 073). Затем была запущена партия из 91 вагона, которые были изначально пронумерованы от 98 074 до 98 163.

Вагоны Ci-33 также имели относительно небольшой собственный вес, учитывая "цельнометаллическую" конструкцию - 14,4 тонны и даже менее. Они предназначались для перевозок 3 классом, расчитывались на 56 сидячих мест. Как и все "поздние" конструкции, Ci-33 имели закрытые торцевые платформы (или входные тамбура), а переходы из вагона в вагон закрывались дверями. Строили их, в частности, на заводе в Штайнфурте (Waggonfabrik Steinfurth).

Большинство этих вагонов базировались в районе Карлсруэ (Reichsbahndirektion Karlsruhe), и также их поставляли для горной линии Hollentalbahn (Шварцвальд), где при большом количестве подъемов и спусков использование лекгих и укороченных вагонов представлялось очень целесообразным. Вагоны эти пережили войну, послевоенные реконструкции и только в 1967 году были выведены из эксплуатации (по крайней мере - в ФРГ). В ГДР такие вагоны эксплуатировались дольше - до самого конца 70-х.

Вагоны, известные как Baa, Baai (чисто пассажирские варианты) и Baaitr (вариант с небольшим багажным отсеком) - это результат модернизации вагонов (в том числе и Ci-33) в ГДР. В принципе, и в ФРГ и в ГДР послевоенная реконструкция коснулась сидений (в ГДР они получили зелёную дермантиновую обивку), модернизации системы обогрева (для чего пришлось перемещать туалетную комнату и в целом жертововать сидячими местами), устройством алюминиевых багажных полок и переделкой окон (была изменена их конструкция, у части вагонов они были даже расширены).

В ГДР такие вагоны вначале маркировали сначала как Bip, и только с 1967 года они назывались Baai и Baaitr. Нумеровались они по схеме 190 XXX-X. С конца 60-х им постепенно стали присваивать новые 12-значные номера по стандартам Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC). Буквы Baai означают следующее ("B" - второй пассажирский класс, "aa" - две оси, "i" - открытый тип). Класс этих вагонов стал считаться вторым уже в ГДР - в Третьем Рейхе он был третьим...

Модели вагона имеют в каталогах многие фирмы, в том числе и Piko, конечно же.

Piko Personenwagen (артикул 57632) Baa 190 825-0 DR - судя по нанесённой на модель маркировке, прототип вагона был приписан к депо вокзала города Виттенберге (Wittenberge Hbf), а по прочим техническим характеристикам примерно соответствовал вагонам типа Ci-33 (длина по буферам 12 метров, вес 13 тонн, колесная база 6,1 метра, 40 посадочных мест). Хотя маркировка 190 825-0 еще не соответствует стандартам Международного союза железных дорог, модель представляет вагон в состоянии не ранее 1976 года (дата ревизии на раме - 13-4-76). Об этом же свидетельствует и его красно-бежевая окраска.

Итак, вот некоторые сведения о модели Piko (артикул 57632):
Эпоха - III - IV
Принадлежность - DR
Длина - 140 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2

хороший сайт про "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse) на немецком языке


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...