Вагоны: пассажирский вагон "Aussichtswagen" CSa12

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, а также салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности...

В данном случае речь идет именно о салон-вагоне. Такого рода вагон оснащен окнами более, чем средними по величине, а также обзорными платформами, чтобы обеспечить достаточно хороший вид на ландшафты и достопримечательности. Иногда их называют летними (Sommerwagen), потому как ранние их версии не имели капитальных боковых стенок, а были закрыты тентом или шторами и использовались только в летний сезон. И только в составе экскурсионных поездов для отдыхающих (отсюда другое название, туристический вагон - Aussichtswagen).

Туристические вагоны типа CSa12 много лет эксплуатировались на немецкой местной железной дороге Windbergbahn. Windbergbahn (также Sachsische Semmeringbahn, Possendorfer Heddel) - железнодорожная ветка под Дрезденом (в Саксонии). Считается, что Windbergbahn - первая горная железная дорога в Германии, она начала работать в 1856 году, когда компанией Albertsbahn AG был построен первые ее участок для вывоза добываемого в этих местах под Дрезденом каменного угля. Начиная с 1857 года по воскресеньям тут пускали пассажирские поезда для отдыхающих, так как дорога проходила по живописной местности. К концу XIX века запасы каменного угля в ближних шахтах стали иссякать, и было решено продлить железнодорожную ветку к шахтам, расположенным далее. К 1908 году линия приобрела, наконец, законченный вид. В связи со снижением перевозок угля также было введено регулярное пассажирское сообщение по маршруту Dresden – Possendorf, 21 декабря 1907 года. И всё более важными становились для этой железнодорожной линии пассажирские поезда выходного дня, пользующиеся большой популярностью у местных отдыхающих и туристов. 1 апреля 1920 года эта дорога была передана из Koniglich Sachsischen Staatseisenbahnen в недавно основанный Deutsche Reichsbahn.

С началом второй мировой войны воскресное экскурсионное движение было ограничено, а в 1943 году полностью остановлено. В 1944 году тут курсировали только две пары поездов в рабочие дни. Инфраструктура дороги пострадала 24 августа 1944 года, когда был проведен массивный воздушный налет на промышленные предприятия в Дрездене.

После второй мировой войны часть железнодорожной ветки была разобрана и пришла в запустение. В 1951 году Советский Союз начал в этом регионе добычу урана, ветка перешла под контроль военных, и с 1957 года пассажирское движение полностью было прекращено. Дорога была засекречена и удалена с карт.

Но группа энтузиастов добилась 10 апреля 1980 году включения ветки в список памятников истории охраняемых законом - еще 8 марта 1979 года профессор из Дрездена Ханс-Ульрих Сандиг подал заявку на внесение в этот список дороги Windbergbahn. В 1989 году добыча урана была остановлена и в 1991 году была создана некоммерческая общественная организация (ферайн) с целью превращения данной железной дороги в музейную и восстановления движения туристических пассажирских поездов выходного дня. В 1993 году грузовое движение по ветке было полностью прекращено. И дорога окончательно стала "музейным экспонатом" и аттракционом для туристов...

Что касается использовавшихся там вагонов, то сперва использовались уже существующие пассажирские вагоны с короткой колёсной базой. Но некоторым из них было уже более 35 лет, а их маленькие окна не давали хорошего обзора. С 1910 года на Windbergbahn впервые появились два открытых "летних" вагона, которые были переоборудованы из двух таких старых обычных пассажирских вагонов.

Но экскурсионное движение по маршруту в то время росло, и тогда местные железные дороги Koniglich Sachsischen Staatseisenbahnen заказали в 1911 году на заводе Bautzen (Die Waggon- und Maschinenfabrik in Bautzen) четыре специальных вагона (тип 140a, C Sa 12), с короткой колесной базой и большими окнами. Это совершенно новое (Neuere Bauarten) поколение вагонов, похожих больше на трамвай, которое стало известно как "виндбергский вагон", появилось на путях в 1912 году. "Поколение" - сказано громко, конечно. Ибо в итоге были построены лишь 4 таких вагона! Затем, в 1932 году, к вагонному парку Windbergbahn прибавились еще и несколько вагонов C Sa 95/32...

Вагоны типа C Sa 12 выпуска 1912 года были двухосными, имели длину по буферам (LuP) 10,4 метра, колесную базу 4,5 метра. Их вес без нагрузки составлял 13,6 тонн, с полной загрузкой - 19,0 тонн. Первоначально они имели спицевые колеса, которые позже были заменены на более современные. Рама состояла из клепаных профилей, кузов был сделан из листового металла. Крыша была полукруглой и слегка "приплюснутой" на концах. Вагоны имели достаточно большие окна, сиденья из деревянных планок, в каждом вагоне был туалет. Обогревались они паром, освещение было газовое. Они были оборудованы пневматическими тормозами Westinghouse. Все четыре вагона в основном использовались в составе поезда и при необходимости дополнялись другими (в том числе - грузовыми) вагонами.

До 1923 года они имели номера Sa. 3497, 3498, 3499, 3500. До 1930 - 70252, 70253 70254 70255. До 1958 года - 59304, 59305, 59233, 59234. Вагоны с номерами 59305 и 59233, однако, не "дожили" до 1958 года. Они были уничтожены во время налетов 1945 года. Вагон 59234 с 1958 года имел номер 531-431 и был списан и разрушен в 1969 году. Только вагон 59304 продолжил существование под номером 531-691, был спасен от утилизации в 1970 году и стал музейным экспонатом во вновь организованной экскурсионной дороге Windbergbahn. В 1983 году его отремонтировали силами энтузиастов, с 1997 года он был допущен к пассажирским перевозкам, и даже в 2000-е годы продолжал возить туристов... Что касается принадлежности, то сперва это были саксонские королевские железные дороги (Koniglich Sachsischen Staatseisenbahnen), с 1920 года до 1945 года это был Рейхсбан (DR и DRG), и после тоже Рейхсбан, но уже восточногерманский DR.

Фирма Piko в 80-е годы выпускала модели этих вагонов как с маркировкой, так и без неё. Известны модели вагона Sa. 3497 (с соответствующей "саксонской" маркировкой), 531-431 с маркировкой восточногерманского DR (Piko 5/6514-010 Aussichtswagen der Windbergbahn der DR) и с маркировкой DRG (Piko 53060 Windberg-Aussichtswagen CSa12 DRG).