Вагоны: пассажирский вагон "Abteilwagen" CSa95

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, а также салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности...

В данном случае речь идет именно о салон-вагоне. Такого рода вагон оснащен окнами более, чем средними по величине, а также обзорными платформами, чтобы обеспечить достаточно хороший вид на ландшафты и достопримечательности. Иногда их называют летними (Sommerwagen), потому как ранние их версии не имели капитальных боковых стенок, а были закрыты тентом или шторами и использовались только в летний сезон. И только в составе экскурсионных поездов для отдыхающих (отсюда другое название, туристический вагон - Aussichtswagen).

Подобные вагоны создавались с 1891 для сасксонской железной дороги Leipzig-Dresdner Eisenbahn, под эгидой компании "Королевские Саксонские Государственные Железные Дороги" (K.Schchs.Sts.E.B., Koniglich Sachsischen Staatseisenbahnen), поставлялись как на дороги Саксонии, так и для других железных дорог (особенно после национализации компании в 1918 году и образования Рейхсбана).

Типичными для всех вагонов были тормозные будки, выступающие выше уровня крыши (многие моделисты называют их "скворечники"), отверстия вентиляторов над дверями (а частично и над окнами), двери в отсеки прямоугольных сечений и окна аналогичной формы с деревянными рамами. Только небольшая часть вагонов не имела тормозных будок. Позже крыша вагонов стала более куполообразной, и вентиляционные отверстия были перенесены на крышу. Металлические дверные рамы (более узкие, чем деревянные) позволили уменьшить площадь дверей и увеличить площадь окон. Производились как двухосные, так и трехосные вагоны, длина их по буферам варьировала от 9,725 до 14,770 метров с колесной базой от 4,5 до 8,5 метров соответственно. Постепенно все больше уделялось внимания комфорту - оборудовались туалеты, менялась форма и расположение сидений, усовершенствовалась подвеска и так далее...

Вагоны C Sa 95 и C Sa 95/32 относятся к двухосным вагонам так называемого "старого образца" - Altere Bauarten. C Sa 95/32 известны также как вагоны типа 156 (C Sa 95/32). Они разделялись на пассажирские купе (всего пять отсеков – отсюда их название Abteilwagen, "вагоны с отсеками" или купейные), но не имели прохода - заходить в каждое купе надо было прямо с перрона. Внизу вдоль всего борта располагалась длинная подножка. Длина по буферам составлял 9,725 метра, колесная база - 5,5 метра. Соответствовали они по комфортности третьему классу. C 1895 года их построили 64 штуки.

Многие из этих вагонов пережили две войны и работали на второстепенных железнодорожных направлениях в Германии аж до 60-х годов, а в наше время стали частью разных музейных железных дорог.

Что касается вагонов C Sa 95/32, то это был результат переделки в 1932 году пяти (а по некоторым данным все-таки семи) вагонов C Sa 95 специально для прогулочной железной дороги Windbergbahn. Суть переделки заключалась в укорочении колесной базы с 5,5 метра до 4,5 метра. Это связано с особенностями дороги Windbergbahn, которая изобиловала крутыми поворотами - и слишком длинные вагоны успешно проходить такие малые радиусы не могли. В эпоху DRG они были пронумерованы как 47 931, 48 532, 48 531, 48 533 и 49 228. И эксплуатировались только на дороге Windbergbahn

Windbergbahn (также Sachsische Semmeringbahn, Possendorfer Heddel) - железнодорожная ветка под Дрезденом (в Саксонии). Считается, что Windbergbahn - первая горная железная дорога в Германии, она начала работать в 1856 году, когда компанией Albertsbahn AG был построен первые ее участок для вывоза добываемого в этих местах под Дрезденом каменного угля. Начиная с 1857 года по воскресеньям тут пускали пассажирские поезда для отдыхающих, так как дорога проходила по живописной местности. К концу XIX века запасы каменного угля в ближних шахтах стали иссякать, и было решено продлить железнодорожную ветку к шахтам, расположенным далее. К 1908 году линия приобрела, наконец, законченный вид. В связи со снижением перевозок угля также было введено регулярное пассажирское сообщение по маршруту Dresden – Possendorf, 21 декабря 1907 года. И всё более важными становились для этой железнодорожной линии пассажирские поезда выходного дня, пользующиеся большой популярностью у местных отдыхающих и туристов. 1 апреля 1920 года эта дорога была передана из Koniglich Sachsischen Staatseisenbahnen в недавно основанный Deutsche Reichsbahn.

С началом второй мировой войны воскресное экскурсионное движение было ограничено, а в 1943 году полностью остановлено. В 1944 году тут курсировали только две пары поездов в рабочие дни. Инфраструктура дороги пострадала 24 августа 1944 года, когда был проведен массивный воздушный налет на промышленные предприятия в Дрездене.

После второй мировой войны часть железнодорожной ветки была разобрана и пришла в запустение. В 1951 году Советский Союз начал в этом регионе добычу урана, ветка перешла под контроль военных, и с 1957 года пассажирское движение полностью было прекращено. Дорога была засекречена и удалена с карт.

Но группа энтузиастов добилась 10 апреля 1980 году включения ветки в список памятников истории охраняемых законом - еще 8 марта 1979 года профессор из Дрездена Ханс-Ульрих Сандиг подал заявку на внесение в этот список дороги Windbergbahn. В 1989 году добыча урана была остановлена и в 1991 году была создана некоммерческая общественная организация (ферайн) с целью превращения данной железной дороги в музейную и восстановления движения туристических пассажирских поездов выходного дня. В 1993 году грузовое движение по ветке было полностью прекращено. И дорога окончательно стала "музейным экспонатом" и аттракционом для туристов...

Что касается использовавшихся там вагонов, то сперва использовались уже существующие пассажирские вагоны с короткой колёсной базой. Но некоторым из них было уже более 35 лет, а их маленькие окна не давали хорошего обзора. С 1910 года на Windbergbahn впервые появились два открытых "летних" вагона, которые были переоборудованы из двух таких старых обычных пассажирских вагонов.

Но экскурсионное движение по маршруту в то время росло, и тогда местные железные дороги Koniglich Sachsischen Staatseisenbahnen заказали в 1911 году на заводе Bautzen (Die Waggon- und Maschinenfabrik in Bautzen) четыре специальных вагона (тип 140a, C Sa 12), с короткой колесной базой и большими окнами. Это совершенно новое (Neuere Bauarten) поколение вагонов, похожих больше на трамвай, которое стало известно как "виндбергский вагон", появилось на путях в 1912 году. Затем, в 1932 году, к вагонному парку Windbergbahn прибавились еще и несколько вагонов C Sa 95/32...

C Sa 95 (ну и C Sa 95/32) в качестве моделей масштаба H0 выпускались в довольно упрощенном виде фирмой Piko в разное время, как с маркировкой DR, так и вообще безо всякой маркировки, как с тормозной будкой, так и без неё. Например, это модель Piko Abteilwagen C Sa 95 (артикул 5/6515/010) с бортовым номером B 530-303, что соответствует нумерации восточногерманского Рейхсбана (DR) III (третьей) эпохи.

Удивительно, но эти вагончики до сих пор можно встретить в современных (2018 года) стартовых наборах Piko серии Hobby - артикулы 57140 и 57080. Только туда их кладут в качестве "американских" вагонов (например - компании Union Pacific) в черно-красно-желтой раскраске. Корпус вагонов (без тормозных будок) почти не изменился и хорошо узнаваем - ну, а тележка уже современная, с NEM-шахтами...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...