Вагоны: пассажирский вагон Donnerbuchse Cv-33 (Bi)

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности и так далее...

Так называемые "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse или Donnerwagen) - это народное название двухосных несамоходных (локомотивной тяги) пассажирских вагонов, некупейных (открытого типа), с местами для сидения. Строили их в Германии начиная с 1921 года для государственной железной дороги - Deutsche Reichsbahn. Они были цельнометаллическими. Потому и громыхали...

После навязанного Германии Версальского договора и репараций после первой мировой войны в стране ощущалась нехватка пассажирских вагонов - поэтому их начали проектировать и строить по единому стандарту (Einheitsbauart) с 1920 - 1921 года. Все вагоны должны были быть цельнометаллическими - но производители не смогли одномоментно перестроиться на новые материалы, поэтому некоторое время продолжался выпуск и деревянных вагонов. С 1921 по 1923 год было введено в строй только 90 металлических и аж 2639 деревянных вагонов. Металлические проектировались из стандартных компонентов (в соответствии с принятой в то время на вооружение Рейхсбаном концепцией "Austauschbauart", то есть "взаимозаменяемости"). Это позволило с 1926 года быстро наладить их массовое производство. Их строили такие компании, как HAWA, LHB, Maschinenfabrik Augsburg Nurnberg (MAN), Rathgeber, Beuchelt, Westwaggon, Fuchs и другие

Было разработано и производилось несколько типов (дизайнов) вагонов, обозначавшихся Di-21, Bi-29, Ci-28 и так далее.

Для небольших местных и второстепенных железнодорожных линий Рейхсбан (DRG, Deutsche Reichsbahn Gesellschaft) специально заказывал, начиная с 20-х годов, несколько серий (классов) особенных вагонов. В целом их конструкция и комплектующие были такими же, как и у обычных вагонов сходных типов (дизайнов), объединяемых термином Donnerbuchse. Таким образом, отдельные комплектующие были взаимозаменяемы. Но было и то, что значительно отличало их от "родительских" типов Donnerbuchse - это меньшая длина по буферам (Lup) - 12.956 метров против 13.92 метрa и меньший вес.

В когорту таких укороченных облегченных вагонов Donnerbuchse для второстепнных направлений входили серии CDi-23 / CCid-23 (номера в DRG 98 001 - 98 020), Bi-24 (29 001 - 29 005), BCi-24 (39 001 - 39 005), Di-24 / Cid-24 (98 021 - 98 025, 98 030 - 98 064), Ci-25 (98 026 - 98 029), Pwi-29a (117 501 - 117 507), Z-28 (10 001 - 10 xxx), Bi-31 (29 006 - 29 010), BCi-31 (39 006 - 39 010), Ci-31 (98 065 - 98 069), Pwi-31a (117 508 - 117 529, 117 531 - 117 810), PwPosti-31 (102 501 - 102 502), BCi-32 (39 011), Ci-32 (98 070), Pwi-32 (117 530), BCi-34 (39 012 - 39 081, 39 103 - 39 111), BCi-34a (39 082 - 39 102), PwPosti-34 (102 503 - 102 552), PwPosti-34a (102 553 - 102 554), Ci-33 / Ci-34, Cv-32, Cv-33, Civ-34, BCiv-34 и т.д. Из них Cv-32 и Cv-33 были самыми короткими (по буферам) - 12,150 и 12,240.

Серию Cv-33 начали выпускать в 1930 году. Они были цельнометаллическими и сварными, изначально (в DRG) пронумерованы от 140049 до 140096. Судя по всему, их было построено несколько десятков.

Вагоны Cv-33 также имели относительно небольшой собственный вес, учитывая "цельнометаллическую" конструкцию - до 13,9 тонн и даже менее (13,25). Они предназначались для перевозок 3 классом, расчитывались на 54 сидячих места. Как и все "поздние" конструкции, Cv-33 имели закрытые торцевые платформы (или входные тамбура), а переходы из вагона в вагон закрывались дверями. У вагона были раздвижные двери между отсеками и туалет с раковиной. Резервуары для воды были расположены под крышей. Местный генератор давал электрическое освещение. Строили их на фабриках Юрдинген (Waggonfabriken Uerdingen) и Готфрид Линднер (Gottfried Lindner), а также Аммендорф (Ammendorf).

Вагоны эти пережили войну, послевоенные реконструкции и только в 1967 году были выведены из эксплуатации (по крайней мере - в ФРГ). В ГДР такие вагоны эксплуатировались дольше - до самого конца 70-х. После "выхода на пенсию" некоторые вагоны в 60-е и 70-е годы ещё служили для перевозки или даже складирования грузов.

Вагоны, известные как Bi - это результат модернизации вагонов (в том числе и Cv-33) в ФРГ. В принципе, и в ФРГ и в ГДР послевоенная реконструкция коснулась сидений (они были просто деревянными, а затем получили дермантиновую обивку), модернизации системы обогрева (для чего иногда приходилось перемещать туалетную комнату и в целом жертововать сидячими местами), устройством алюминиевых багажных полок и переделкой окон (менялась их конструкция, у части вагонов они были даже расширены). В вагонах всех видов частично были удалены неиспользуемые отсеки для собак (собачьи ящики).

До 1956 года вагоны маркировались как Cv (C - пассажирский вагон 3 класса, v - с деревянными сиденьями). В 1956 году в ФРГ был осущетствлен переход к системе двух классов комфортности. Грубо говоря, прежний первый класс и второй как бы слились воедино, а третий стал вторым классом. Соответственно, вагоны были перемаркированы, в частности, серия C стала серией B. Что означало теперь B (пассажирский вагон 2 класса), i (открытого типа, то есть не разделенный на купе, с возможностью прохода по вагону). С конца 60-х им постепенно стали присваивать новые 12-значные номера по стандартам Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, UIC).

Модели вагона имеют в каталогах многие фирмы, в том числе Fleischmann (артикул 500301) и Piko, конечно же. В арсенале Piko он присутствует до сих пор (2018), как отдельно (артикул), так и в составе старостовых наборов серии Hobby "Пассажирский поезд с паровозом G7" как в аналоговом (артикул 57121), так и в цифровом варианте (артикул 57125).

Piko Personenwagen (артикул 57630) Bi 85 801 Han DB - судя по нанесённой на модель маркировке, прототип вагона был приписан к депо вокзала города Минден под Ганновером (Hannover), а по прочим техническим характеристикам примерно соответствовал вагонам типа Cv-33 (длина по буферам 12,36 метров, вес 13,3 тонн, колесная база 6,2 метра, 54 посадочных места). Маркировка 85 801 еще не соответствует стандартам Международного союза железных дорог, которая начала появлятся в середине 60-х, но модель представляет вагон в состоянии не ранее 1956 года (дата ревизии на раме - 14-3-56).

Пассажирский некупейный вагон c маркировкой DB BVB 140 048 Nur, модель 70-х годов фирмы Prefo (позже - Piko), судя по маркировке, изображала вагон Cv-32, который после 1956 года в DB превратился в Bvb; тут и длинна по буферам указана меньше, и количество мест... Хотя, конечно, корпуса и ходовая часть была идентичной у всех моделей Prefo/Piko, изображавших вагон классов Cv-32/Cv-33 (таких моделей было несколько). Bvb в данном случае - вагон второго класса ("В"), с деревянными сиденьями ("v"), а еще ещё одно "b" тут означало, похоже, наличие дополнительной тормозной магистрали и электрической линией, то есть ток в этот вагон подавался централизованно...

Итак, вот некоторые сведения о вышеупомянутой новой модели Piko (артикул 57630):
Эпоха - III
Принадлежность - DB
Длина - 147 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2

хороший сайт про "жестянки-громыхалки" (Donnerbuchse) на немецком языке


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...