Вагоны: открытый полувагон Om Ludwigshafen

Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Строительство вагонов по чертежам, разработанным DWV началось в 1910 году и достигло пика в 20-е годы, когда ранее независимые региональные железнодорожные компании перешли во владение Германской Государственной Железной Дороги (Рейхсбана). Новые стандартные вагоны быстро вытеснили разнообразные нестандартные и составили основную часть парка немецких вагонов. Их было построено огромное количество и многие из них оставались в эксплуатации до 1960-х годов.

Фирма Piko не могла обойти вниманием эту разновидность товарных вагонов - первые версии таких моделей были выпущены ей в 1958 году, затем последовали варианты с 1980 по 1990 год, в 1990 - 1991 годах, и последние, продающиеся и поныне - уже в 2000-х годах. На вид особых изменений не произошло - но некоторые спецы отмечают, что несколько ухудшилась детализация, проработка деталей. Для современной модели Piko Offener Guterwagen Ludwigshafen (артикул 54147), которая продается как сама по себе в категории Classic Nostalgie (с маркировкой Deutsche Reichsbahn), так и в составе стартовых наборов Hobby (без маркировки), как и для ранних вариантов, использовался один и тот же реальный прототип.

Это открытые грузовые полувагоны (Offener Guterwagen) дизайна Om Ludwigshafen. Они были результатом доработки прусской конструкции класса IId 2III, первые образцы которой были введены в эксплуатацию в примерно в 1895 году. С 1895 года по 1907 год их делали грузоподъемностью до 15 тонн, а с 1907 года - в усиленном исполнении до 20 тонн. Основанные на прусском классе IId 2III конструкции дизайнов Om Ludwigshafen производились с 1897 по 1910 год, затем строился очень похожий на него, но заново разработанный вагон типа Om Breslau/Essen - с 1910 по 1924 год, после был вагон Om Konigsberg - с 1927 по 1934 год, а с 1935 по 1939 годы строили вагоны дизайнов Om Breslau и Om Essen (не путать с Om Breslau/Essen). На сегодняшний день перечисленные выше типы вагонов остаются самым распространенным видом грузовых вагонов в мире, так как их было построено более 200.000 штук (из них дизайна Om Ludwigshafen более 8000 штук)! Известны они, в основном, как вагоны для перевозки кокса - хотя использовались для транспортировке всех не требующих защиты от атмосферных осадков товаров и сыпучих грузов, таких как уголь, песок и некоторые сельскохозяйственные товары. В них также разрешались перевозки скота. Рекомендовалось держать такие вагоны подальше от высоких температур - ведь они были с деревянными бортами.

Вагоны были двухосными. Каркас их состоял из вертикальных стальных профилей, облицованных деревом, а также верхнего стального пояса. В центре каждого из бортов была устроена двустворчатая дверь из прессованного металла для загрузки и разгрузки. Кроме того, их можно было выгрузить и путем опрокидывания. Эти вагоны были рассчитаны на нормальную грузоподъемность 20 тонн, предельную массу груза в 21 тонну, длина по буферам составляла 9,1 метра, колесная база - 4,5 метра, а объем полезной загрузки кузова - 33 кубических метра.

Судя по маркировке, вышеупомянутая модель Piko (артикул 54147) является копией в масштабе Н0 (1:87, 16,5 мм) вагонов II (второй) немецкой эпохи (1920 - 1945) дизайна Om Ludwigshafen времен Рейхсбана (DR). По прусской классификации это вагоны класса IId 2III, до появления Рейхсбана они маркировались какое-то время как Omlk[u] и Ommk[u], во времена Рейхсбана (DR) - как Om Ludwigshafen, у Дойчебана (DB) - уже как Om 04. На борту вагона под номером 13045 маркировка Рейхсбана (DR) примерно соответствующая 1932 году.

Заглавная буква "O" в данной маркировке означает, что это - открытый товарный полувагон (Offener Guterwagen), двухосный, с опрокидным кузовом и бортами выше 1 метра. Маленькая буковка "m" означает грузоподъемность, которая указана также и "прямым текстом" - нормальная (Ladegewicht) 20 тонн, предельная (Tragfahigkeit) 21 тонна. Надпись Ludwigshafen прямо указывает на дизайн.

Что касается дизайна Om Breslau/Essen, то он, хотя и был внешне почти неотличим от Om Ludwigshafen, создавался уже конкретно по чертежам и стандартам Verbandsbauart, разработанным DWV в 1910 году и соответствовал одгому из одиннадцати вновь введенных классов вагонов - классу A10 (а по сути - тот же усовершенствованный прусский класс IId 2III). Внешне новые вагоны отличались только наличием диагональных тяг на бортах, которые дополнительно укрепляли конструкцию. Часть вагонов A10 выпускалась с тормозной будкой. В соответствии с этими новыми стандартами также переделывались и ранее построенные вагоны. До тех пор, пока в 1928 году не были разработаны новые, еще более совершенные стандарты, "взаимозаменяемые" (Austauschbauart), затем в 30-х годах сварные (Geschweiste Bauart) и военные (Kriegsbauart)...

Так или иначе, вагоны Om Ludwigshafen использовались на немецких железных дорогах с 1897 по 1960 годы! В том числе, и для транспортных нужд во время второй мировой войны. Некоторые фотографии одозначно указывают на то, что для перевозки военнопленных и заключенных концлагерей использовались открытые полувагоны класса A10; более чем вероятно, что для тех же "пикантных" целей были задействованы и старые добрые "коксовозы" Om Ludwigshafen...

В 1944 - 1945 годах начался процесс эвакуации в тыловые лагеря (типа Дахау) узников из лагерей на восточных территориях Рейха из-за натиска советской армии. И для этого зачастую использовались (в связи с тяжелыми потерями подвижного состава Рейхсбана во время войны) уже открытые полувагоны типа Om. В результате таких перевозок многие заключенные гибли в пути от неблагоприятных погодных условий, голода, жажды и регулярных обстрелов с воздуха английской и американской авиацией.

Кстати, кроме Piko модели открытых полувагонов вышеупомянутых классов выпускали также Fleischmann, Dietzel, Roco, Brawa и другие производители.

Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 54147):
Эпоха - II
Принадлежность - DR
Длина - 105 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.

Обзор немецких открытых товарных вагонов в формате pdf (на немецком языке)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...