Вагоны: открытый полувагон Om Konigsberg, Breslau и Essen

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.
Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.
Вначале открытые грузовые полувагоны (например, дизайна Om Ludwigshafen) в основном были результатом доработки еще старинных прусских конструкции, первые образцы которых были введены в эксплуатацию ещё в в 1895 году. С 1910 года по 1927 годы при создании вагонов стали применятся стандартные чертежи концепции Verbandsbauart (классы с A1 по A11). С появлением Рейхсбана в 1920 году при их конструировании и строительстве параллельно с Verbandsbauart стала широко применяться концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей), которая чуть позже, примерно с 1933 года, стала дополняться другой концептуальной технологической новинкой - сваркой, которая стала вытеснять заклепывание. Грузовые вагоны сварной конструкции (Guterwagen der geschweister Bauart) можно было использовать на более высоких скоростях и для более высокой нагрузки. Это было полезно, потому что по мере перевода немецкой экономики на военные рельсы, хотя и еще до войны, стало ясно, что вагоны Рейхсбана должны будут перевозить всё больший вес и объем грузов. Частично этот процесс совпал в 1939 году ещё и с появлением концепции Кригсбауарт. Немецкий термин Kriegsbauart (обозначающий новый класс вагонов - дизайна военного времени) относится к классам вагонов, которые поставлялись Рейхсбану уже во время второй мировой войны. Начало войны было точкой отсчета для появления такого класса товарных вагонов, но не отражало никаких технологических изменений. На самом деле, уже в период до войны грузовые вагоны разрабатывались с учетом требований военных.

Уже к концу 1920-х годов таких вагонов было построено невообразимое количество. С течением времени при их создании применялись различные технологические новшества (скажем, сварка), они усовершенствовались, разнообразие внутри класса A10 ширилось. Поэтому создаваемые уже в соответствии со вновь появившимися спецификациями Austauschbauart (взаимозаменяемые части) и Geschweiste Bauart (сварка), но всё-таки на основе класса A10 открытые полувагоны, с 1927 года разделили на три вновь созданных "региональных" класса - Konigsberg, Breslau и Essen (не путать с выпускавшимся по стандартам Verbandsbauart уже с 1910 года вагоном Om Breslau/Essen). Они имели общую маркировку (кроме указания регионального класса) - Om.

Ходовая часть имела длину по буферам (LuP) 9100 мм (9800 мм - в вариантах с ручным тормозом), колесную базу 4 500 мм. Нормальная грузоподъемность составляла 20 тонн, максимальная - 21 тонну. Объем полезной загрузки составлял 33 кубических метра, площадь загрузки - 21,3 квадратных метра. эти характеристики были общими и для вагонов типа Konigsberg (Austauschbauart), и для появившихся в 1935 году сварных (Geschweiste Bauart) вагонов типов Breslau и Essen. Внешне их вообще различить крайне трудно.


С 1935 по 1939 год было сделано 3870 сварных вагонов Breslau и Essen, из них Essen - 3.370 штук. С 1939 года производство этих вагонов в Германии было приостановлено в пользу более вместительных вагонов Omm с максимальной грузоподьемностью в 25 тонн.


Далее, вагоны Om продолжали службу в разных частях Европы (соответственно, с разной маркировкой) до конца 60-х годов. Например на западногерманских дорогах (DB) их использовали до 1964 года и маркировали как Om. А в Восточной Германии (DR) их гоняли до 1970-х годов и маркировали как Omu. В маркировке буква "O" означает открытый вагон для перевозки практически всех сыпучих грузов и сельскохозяйственной продукции. Буква "m" означает нормальную грузоподъемность в 20 тонн (с 1960 года - 21 тонна). К буквам "Om" иногда добавляли цифры - Om 12 (для Om Breslau/Essen), Om 21 или E019 (для Om Konigsberg), Om 31 или E021 (для Om Essen), Om 30 (для Om Breslau). 12 означает стандарт Verbandsbauart, 21 - Austauschbauart, 30 и 31 - Geschweiste Bauart. Буква "u" имеет уже сугубо послевоенное происхожение, так помечали что вагон не подходит для использования в качестве военного транспорта, с несъемными бортами (с 1948 года), может разгружаться с помощбю вагоноопрокидывателей (с 1955 года), имеет своё электрогидравлическое подъемное и опрокидывающее устройство (с 1960 года).






Обзор немецких открытых товарных вагонов в формате pdf (на немецком языке)
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...