Вагоны: открытый полувагон Ommu Klagenfurt

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.
Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.
Вначале открытые грузовые полувагоны (например, дизайна Om Om Ludwigshafen) в основном были результатом доработки еще старинных прусских конструкции, первые образцы которых были введены в эксплуатацию ещё в в 1895 году. С появлением Рейхсбана в 1920 году при их конструировании и строительстве стала широко применяться концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей), которая чуть позже, примерно с 1933 года, стала дополняться другой концептуальной технологической новинкой - сваркой, которая стала вытеснять заклепывание. Грузовые вагоны сварной конструкции (Guterwagen der geschweister Bauart) можно было использовать на более высоких скоростях и для более высокой нагрузки. Это было полезно, потому что по мере перевода немецкой экономики на военные рельсы, хотя и еще до войны, стало ясно, что вагоны Рейхсбана должны будут перевозить всё больший вес и объем грузов.
Итак, с 1933 года постепенно начали появляться новые "сварные" классы, но частично этот процесс совпал в 1939 году ещё и с появлением классификации Кригсбауарт. Немецкий термин Kriegsbauart (обозначающий новый класс вагонов - дизайна военного времени) относится к классам вагонов, которые поставлялись Рейхсбану уже во время второй мировой войны. Начало войны было точкой отсчета для появления такого класса товарных вагонов, но не отражало никаких технологических изменений. На самом деле, уже в период до войны грузовые вагоны разрабатывались с учетом требований военных.

Вначале появилось две разработки открытых грузовых полувагонов типа Omm, это Ommr Linz (1939) и Ommru Villach (1941). В 1944 году появился Ommf Graz. И в результате некоторой доработки Ommru Villach в 1942 году был спроектирован еще один вагон, Ommu Klagenfurt. Как видно, в обозначениях вагонов фигурируют в качестве "общего региона использования" названия австрийских городов - Филлах, Грац, Линц, Клагенфурт. Почти всю войну это был, кстати, глубокий тыл.
Заглавная буква "O" в данной маркировке (Ommu) означает, что это - открытый товарный полувагон (Offener Guterwagen), двухосный, с опрокидным кузовом и бортами выше 1 метра. Маленькие буковки "mm" означают грузоподъемность более 20 тонн (с 1961 года - более 21 тонны). Буквой "u" с 1938 по 1948 год помечали все вагоны, которые нельзя было использовать для военных нужд - они для этого по разным причинам не годились.
Эти вагоны являются представителями Kriegsbauart, это "дети войны". Одновременно при их изготовлении применялась и сварка. Были найдены дизайнерские решения, которые упрощали строительство вагонов - их делали быстро, много и в процессе экономили материалы. Эти вагоны были легче, чем их предшественники, но в то же время могли перевозить больше груза. Но использование более дешевых марок стали и тонких профилей приводило, конечно, к тому, что они быстрее изнашивались и деформировались. Они были рассчитаны на несколько лет, только до конца войны - затем им требовалась реконструкция. Хотя у них была полностью сварная ходовая часть. Общее число построенных открытых грузовых полувагонов типа Ommu составляло по разным данным никак не менее 80.000 штук.
Фирма Piko не могла обойти вниманием эту разновидность товарных вагонов. Для современной модели Piko (артикул 54864) и для более ранних вариантов, примерно середины 80-х годов (артикул 5/6412/01), использовались разные реальные прототипы (то есть вагоны с разными бортовыми номерами 44-32-23 и 44-18-73 соответственно), но одной серии - Ommu Klagenfurt.
Итак, Ommu Klagenfurt - результат доработки Ommru Villach в 1942 году. Конструкторам удалось поднять грузоподъемность с 24,5 тонн до 26,5 тонн, сократив при этом собственный вес вагона по сравнению с достаточно легким предшественником Ommru Villach почти на 20 процентов! Вес самого вагона Ommu Klagenfurt составил 8,3 / 8,5 тонн (без ручного тормоза / с тормозом) против 10,5 / 10,8 тонн у Ommru Villach.
Эти вагоны хотя и были рассчитаны на нормальную грузоподъемность 26,5 тонн, но могли потянуть предельную массу груза в 27,4 тонны, длина по буферам (Lup) составляла 10 / 10,1 метра, колесная база - 6 метров, а объем полезной загрузки кузова - 23,6 кубических метра, длинна полезной загрузки 8,62 метров. Вагоны были двухосными. Перевозить в них можно было все товары, которые могли быть перевезены в открытых вагонах - то есть, которые не боятся осадков. Было одно "но" - эксплуатировать их можно было только на относительно низкой скорости, 65 километров в час...






Итак, вот официальные сведения о модели Piko (артикул 54864):
Эпоха - III
Принадлежность - DR
Длина - 115 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.
Обзор немецких открытых товарных вагонов в формате pdf (на немецком языке)
Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...