Вагоны: открытый полувагон O Halle

Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Вначале открытые грузовые полувагоны (например, дизайна Om Ludwigshafen) в основном были результатом доработки еще старинных прусских конструкции, первые образцы которых были введены в эксплуатацию ещё в в 1895 году. С 1910 года по 1927 годы при создании вагонов стали применятся стандартные чертежи концепции Verbandsbauart (классы с A1 по A11). С появлением Рейхсбана в 1920 году при их конструировании и строительстве параллельно с Verbandsbauart стала широко применяться концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей), которая чуть позже, примерно с 1933 года, стала дополняться другой концептуальной технологической новинкой - сваркой, которая стала вытеснять заклепывание. Грузовые вагоны сварной конструкции (Guterwagen der geschweister Bauart) можно было использовать на более высоких скоростях и для более высокой нагрузки. Это было полезно, потому что по мере перевода немецкой экономики на военные рельсы, хотя и еще до войны, стало ясно, что вагоны Рейхсбана должны будут перевозить всё больший вес и объем грузов. Частично этот процесс совпал в 1939 году ещё и с появлением концепции Кригсбауарт. Немецкий термин Kriegsbauart (обозначающий новый класс вагонов - дизайна военного времени) относится к классам вагонов, которые поставлялись Рейхсбану уже во время второй мировой войны. Начало войны было точкой отсчета для появления такого класса товарных вагонов, но не отражало никаких технологических изменений. На самом деле, уже в период до войны грузовые вагоны разрабатывались с учетом требований военных.

одним из самых массовых классов вагонов стали открытые вагоны класса A1, спроектированные в 1910 году как стандартная конструкция Musterblatt IId3 и строившиеся с 1911 по 1925 год. В течение периода производства постоянно усовершенствовались. Было построено более 50.000 (по другим данным - более 80.000) таких вагонов с тормозными будками и без них. Они имели объем полезной загрузки 18,4 кубометров, нормальную грузоподъемность 15 тонн и максимальную грузоподъемность 17,5 тонн. Деревянные борта опрокидываемого вагона имели высоту 1000 мм, ширина двери 1500 мм, длину загрузки 6720 мм и ширину загрузки 2734 мм. Колесная база для вагонов и с ручным тормозом и без него была 4000 мм при длине по буферам 8800 мм.

Как вагоны DWV они имели маркировку Omk, с появлением Рейхсбана (Deutschen Reichsbahn) стали называться O Halle. "O" отзначает открытый грузовой вагон, грузоподъемностью 15 тонн, 2-х или 3-х осный, опрокидываемый, высота бортов не менее 80 см (с 1956 года - не менее 1 м). В таких вагонах можно было перевозить любые товары. Перевозка скота в них была запрещена.

Вагоны эти использовались после войны западногерманским Бундесбаном (обозначались там как O 10) и восточногерманским Рейхсбаном (обозначались там как O 29) до 1964 года. Последние два O 10 были списаны из DB в 1964 году. Это был один из самых часто используемых вагонов в мире. К 1952 году их ещё было на ходу около 8000 штук.

Модель была частью предложения многих производителей на протяжении десятилетий, Piko никогда не произвожили таких вагонов, наиболее часто встречается у нас модель Roco. Нельзя сказать при этом, что она безупречна - так как на 4 мм длиннее по буферам (107 мм), чем надо... Roco производили модели с разными маркировками и разной принадлежности, все они относятся ко II или III эпохам.

Обзор немецких открытых товарных вагонов в формате pdf (на немецком языке)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...