Вагоны: багажный вагон Pw4u

Багажный вагон — железнодорожный вагон, изначально служивший для перевозки багажа пассажиров, в составе пассажирских поездов. Или в составе отдельных почтово-багажных поездов, а также в составе грузовых поездов, где их использовали для доставки некоторых категорий грузов заявленных грузоотправителем для конкретного получателя.

Багажный вагон содержит один или несколько багажных отсеков с большими дверьми для загрузки различной конструкции (например, раздвижные двери или складные), а также служебное отделение для экипажа. Многие багажные вагоны имеют сквозной боковой проход (коридор) вдоль багажного отделения и служебных помещений, так что через них можно переходить в другие вагоны. Такие багажные вагоны можно размещать поэтому в любом месте поезда.

Большинство типов багажных вагонов в Германии сконструированы на основе стандартных пассажирских вагонов, либо просто переделаны из таковых. Это обеспечивает дешевизну и скорость производства вагонов, упрощает их обслуживание и ремонт, так как основные узлы конструкции универсальны.

Первым шагом к этому в Германии стали нормы (normalien), определившие стандарты для проектирования и производства железнодорожных транспортных средств. В 1880-х и 1890-х годах были разработаны прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов прусских государственных железных дорог под руководством директора железной дороги Морица Стамбека. Позже они были приняты другими железными дорогами во всей Германии, и довольно долго применялись после национализации отрасли и появления Рейхсбана. Эти нормы - по-сути, листы чертежей в масштабе 1:40 (мusterblatt). Первые такие чертежи датируются 1878 годом. Последние прусские чертежи появились в 1923 году.

Четырехосные багажные вагоны семейства Pw4u проектировались специально для использования в скоростных поездах и экспрессах. Они строились в соответствии с прусским образцом (мusterblatt) IIа9, примерно с 1905 года по 1919 год как для прусских дорог (Pw4u pr 04, в довольно большом количестве), так и для других дорог, в том числе для Королевских Баварских Государственных железных дорог (Koniglich Bayerischen Staatseisenbahnen), в гораздо меньшем количестве (Pw4u-05, всего десяток). Производили их разные заводы. Pw4u-05, к примеру, строили на предприятиях компании Man.

В 1920 году эти вагоны перешли в Рейхсбан (Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft, DRG). Там они служили долго, а после роспуска Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft и разделения Германии в 1945 году оказались и у западногерманского Бундесбана (DB) и у восточногерманского Рейхсбана (DR) и встречались на дорогах до конца 60-х. Конечно, старые вагоны реконструировались, прекрашивались и перемаркировывались. Кроме того, до начала второй мировой войны семейство вагонов Pw4u пополнялось новыми представителями (Pw4u-23, 25, 26, 27, 37 и так далее). Все они были так или иначе основаны на прусском образце(мusterblatt) IIа9.

Рама и каркас выполнялись из стального профиля, для Pw4u pr 04 и Pw4u-05 сварка ещё не применялась, использовались заклепки. Для них также было характерно центральное расположение служебных помещений и туалета, коридор между багажными отсеками располагался по центальной оси вагона. Крыша служебных помещений была приподнятя над крышей вагона, что делало возможным осуществление наблюдения за поездом со специально оборудованного места, как в вагоне-бригаднике. Каркас кузова изготавливали из дерева и усиливали его стальными тягами, облицовку снаружи делали из листового железа, изнутри - из дерева. Для укрепления кузова под боковыми стенками устанавливалась достаточно сложная система шпренгелей и регулируемых тяг. У вагонов были как пневматические тормоза, так и ручные. Переходы были оборудованы "гармошками" - сильфонами. Для быстрой загрузки и разгрузки на каждой стороне были две раздвижные двери шириной 1,500 мм, которые перемещались на роликах по направляющим. В служебном отделении мог находится и начальник поезда, и тормозильщики, и прочий персонал поездной бригады. По сути, снова как в вагоне-бригаднике. Вот только грузовые отсеки были тут гораздо больше, и их было два. Их можно было использовать и для перевозки багажа, и для экспресс-доставки товаров; была даже предусмотрена возможность перевозки собак в четырех специальных "собачьих ящиках" (Hundeabteile). Изначально вагоны освещались газом, в 1930-х годах в вагонах появилось электричество.

Изначально длина вагона Pw4u pr 04 по буферам составляла 18.59 метров, масса без нагрузки: 31,0 тонну, масса полезной загрузки: 10,0 тонн, площадь полезной загрузки: 32,5 квадратных метра. По мере произведения реконструкций эти "прусские" параметры могли c годами незначительно изменяться даже у одного и того же вагоны; в целом у вагонов семейства Pw4u, построенных уже в эпоху Рейхсбана (DRG) с конца 20-х годов прошлого века до конца 30-х, они отличаются куда более значительно.

Модели вагона Pw4u pr 04 в масштабе H0 делали такие фирмы как Fleischmann (артикул 5680), GFN и Liliput (артикул 295 02).

Вероятно, варианты от Fleischmann и Liliput более распространены. Fleischmann делали вагон с маркировкой DB и бортовым номером 0107 155 Hmb (III эпоха). Модель GFN имела маркировку DRG (II эпоха).

Вариант Pw4u от Liliput также имел маркировку DRG (II эпоха) и бортовой номер 180294 Bn. Также надо заметить, что нумерацию в диапаоне от 180001 до 185250 в DRG имели багажные вагоны, использовавшиеся не в пассажирских, а в грузовых поездах (Guterzuggepackwagen).


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...