Локомотивы: электровоз BR185

Год начала выпуска — 2000
Завод-изготовитель — ADtranz
Ширина колеи — 1435 мм
Тип — двухсистемный переменного тока
Напряжение контактной сети — 15кВ/16,67Гц или 25кВ/25Гц
Осевая формула — 2О-2О (по классификации UIC - Bo'Bo')
Конструкционная скорость — 140 км/ч
Номинальная мощность электровоза — 5600 кВт (7200 л.с.)
Масса электровоза — 84 т
Длина по буферам — 18900 мм
Ширина кузова — 2978 мм
Расстояние по осям тележек — 13000 мм
База тележки — 2600 мм
Диаметр колеса — 1210 мм
Тип тягового привода — опорно-рамный интегрированный
Тип тормозной системы — пневматическая KE GPR EmZ (D) (ep)
Тип тормозных колодок — дисковые двухстороннего нажатия
Минимальный радиус проходимых кривых — 100 метров

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

Электровоз BR 185 — четырёхосный двухсистемный электровоз немецких железных дорог, который наряду с локомотивами серий BR 101, BR 145, BR 146, BR 152 и BR 189 является составной частью программы Deutsche Bahn (DB) по выпуску и эксплуатации электровозов трехфазного тока с асинхронными двигателями. Локомотивы серии 185 универсальные, могут использоваться для вождения как пассажирских, так и грузовых поездов. Особая роль отводится применению электровозов в дальних межгосударственных грузовых перевозках. Двухсистемные BR 185 могут осуществлять грузовые перевозки не только по Германии, Австрии, Швейцарии и Швеции, где напряжение в контактной сети составляет 15кВ/16,67Гц, но и по дорогам Франции, Люксембурга, Дании, Венгрии и Чехии, где напряжение в контактной сети — 25кВ/50Гц. Его иногда называют Europalok.

В июле 1998 года ADtranz получила от DB заказ на создание нового, современного универсального локомтива, пригодного к международным перевозкам. 11 июля 2000 года в Касселе на месте прежнего завода Хеншель совместно фирмой ADtranz и DB Cargo был представлен общественности локомотив серии 185—003 в качестве перспективного массового мощного электровоза для грузовых перевозок. После проведения испытаний на трёх опытных экземплярах (электровозы BR 185—001 до 003), начиная с 2001 года машина вошла в серийное производство.

С 2001 года фирма ADtranz перешла под контроль Bombardier Transportation, это подразделение канадской компании Bombardier Inc., которая установила новое обозначение для модельного ряда такого рода электровозов. Все они с сентября 2003 года входят в концепцию TRAXX (Transnational Railway Applications with eXtreme fleXibility) и серия 185 входит в ряд электровозов типа F 140 AC. F 140 AC расшифровывается просто - "F" в ней обозначает "freight" (грузовой), тогда как "P" означало бы "passenger" (пассажирский); далее указана макисальная скорость, а последние две буквы AC (переменный ток), тогда как DC (постоянный) и MS (мультисистемный).

Дальнейшая модернизация локомотивов привела к появлению нового модельного ряда электровозов F 140 AC — F 140 AC2 , которые входят в концепцию TRAXX2. Была немного улучшена форма локомотива. Поэтому обозначение электровоза BR 185 разделилось на BR 185.1 (первого типа — TRAXX) и BR 185.2 (второго типа — TRAXX2). В системе нумерации это выглядит так: BR 185 001—200 — типа TRAXX и BR 185 201—400 — типа TRAXX2.

В 1998 году было заказано 400 электровозов. В общей же сложности было закуплено 405 локомотивов серии 185 (200 F140AC1 и 205 F140AC2). Поскольку локомотивы невозможно оснастить системами управления поездом и другим оборудованием для всех предполагаемых стран применения, они строились или модернизировались под конкретные условия эксплуатации.

Все локомотивы, заказанные DB, принадлежат её подразделению DB-Railion (бывшая DB-Cargo), приписаны к депо Mannheim и заняты в грузовых перевозках. В общей сложности 57 локомотивов BR 185 работало и в различных частных железных дорогах в Германии, Австрии и Швейцарии, особенно в Rail4captrain, HGK, OHE, BLS и др. Эти машины обычно принадлежат лизинговым компаниям типа MRCE или Alpha Trains, которые сдают их частникам в аренду.

Локомотивы Re 482 также относятся к семейству локомотивов BR 185 и строились компанией Bombardier Transportation в Касселе для швейцарской компании SBB Cargo, которая использовала их, в частности, с 2002 года в трансграничных перевозках по оси Кёльн – Базель – Эрстфельд – Беллинцона – Кьяссо.

Также эти электровозы с 2002 года таскают поезда Метроном (Metronom Eisenbahngesellschaft) — пассажирского железнодорожного оператора в Германии, одного из крупнейших, не принадлежащих DB.

Поезда Метронома отличаются большим количеством вагонов (в том числе - двухэтажных). Цена, качество услуг и скорость движения — на уровне DB. Локомотивы соответствующие типу BR185 у DB обозначаются там как ME 146-01 - 146-10.

Использовала такие локомотивы и частная компания InterConnex.

В основном в Германии региональное и межрегиональное пассажирское сообщение обслуживается фактическим монополистом немецких железнодорожных пассажирских и грузоперевозок, концерном Deutsche Bahn AG. Однако всё равно то и дело появляются частные компании, которые параллельно, а на отдельных направлениях и в замену поездам Deutsche Bahn осуществляют пассажирские перевозки. Например, поезда HarzElbeExpress (Veolia Verkehr Sachsen-Anhalt GmbH) в земле Саксония-Анхальт (Sachsen-Anhalt), поезда Ostdeutsche Eisenbahn GmbH на направлении Берлин-Эберсвальде-Франкфурт (Berlin-Lichtenberg – Eberswalde – Frankfurt) или поезда InterConnex на отрезке Росток/Варнемюнде-Берлин (Rostok/Warnemunde-Berlin). Однако, выживают не все.

Компания InterConnex вошла в индустрию железнодорожных перевозок с 1 марта 2002 года — как одна из первых, предоставивших услуги по перевозкам в эконом-поездах дальнего следования в Германии. Поезда InterConnex ходили на направлениях между городами Leipzig, Berlin, Neustrelitz, Waren (Muritz), Gustrow, Rostock и Warnemunde.

InterConnex является торговой маркой Ostseeland Verkehr GmbH, дочерней компанией Transdev GmbH. С 1 марта 2002 года по 13 декабря 2014 года под маркой InterConnex действовали несколько частных поездов дальнего следования в Германии. InterConnex путешествовал ежедневно из Лейпцига через Берлин и Росток в Варнемюнде и обратно.

Марка InterConnex была представлена в середине 2001 года. Поезда InterConnex появились на рынке главным образом взамен поездов Interregio (это было убыточное детище Deutsche Bahn AG, от которого рады были бы избавиться). Interregio (IR) - класс поездов дальнего следования, который был введен в 1988 году. В июне 2006 года класс поездов Interregio был ликвидирован и частично заменен на поезда Interregio Express (IRE).

Отчасти, их роль стали выполнять поезда InterConnex с 2002 года. В составах имелись вагоны 1 и 2 класса, специальные места для инвалидов, велосипедов, буфет и 3 проводника. Билеты можно было купить только в отдельных кассах либо в поезде, билеты Deutsche Bahn в этом поезде не действовали. У каждого пассажира - столик, индивидуальное освещение, персональный экземпляр рекламного журнала и кнопка вызова проводника. Цены на билеты в лучшин времена там были ниже на 40% в сравнении с Deutsche Bahn. Действовали скидки студентам и детям.

Вначале компания InterConnex казалась выгодным предприятием. К 2012 году ежегодно перевозилось около 400.000 пассажиров. Но уже в 2013 году количество пассажиров уменьшилось на 16 процентов. Снижение цен мало изменило ситуацию. В октябре 2014 года было объявлено, что компания будет закрыта 13 декабря 2014 годы. Таким образом, компания проиграла конкурентную борьбу не только Deutsche Bahn, но и автобусным перевозчикам.

Всего компания InterConnex обслуживала три маршрута. Первый, X 1, выглядел так: Warnemunde – Rostock Hbf – Neustrelitz – Berlin Hbf – Leipzig. ОН существовал с 2002 по 2014 годы. Первоначально на маршруте работали дизельные поезда Bombardier Talent, соответствующие серии 643 в DB. А вообще Bombardier Talent — серия дизель- и электропоездов канадской фирмы Bombardier. По состоянию на декабрь 2011 года поезда эксплуатировались в 6 странах мира: Канаде, Австрии, Венгрии, Словакии, Норвегии и Германии. Всего для Германии было произведено 830 поездов этого типа всех модификаций. При расширении маршрута были задействованы также адаптированные (просто перекрашенные в цвета InterConnex) вагоны и локомотивы серии 146. Электровоз BR 146 - четырёхосный электровоз для пассажирских перевозок. С 2000 их было построено более 140 штук усилиями фирм Siemens — Krauss-Maffei и ADtranz. Такие электровозы и оказались в распоряжении InterConnex на линии X 1.

Второй маршрут X 2: (Liberec – Zittau – Cottbus) / Dresden-Neustadt – Berlin-Lichtenberg – Stralsund (– Ostseebad Binz). Он существовал с 2002 по 2006 год. Его первоначальное название было InterConnex 2 (X). Он был представлен в конце 2002 года и переименован в OstseelandExpress (OLX) в конце 2005 года. Первоначально там использовались поезда класса Deutsche Bahn AG 642. Класс 642 - это поезда Siemens Desiro Classic, пригородные поезда из семейства Siemens Desiro, выпускаемый Siemens Mobility (ранее Siemens Transportation Systems). Затем, уже в OstseelandExpress, работали поезда класса 643.

И третий маршрут, X 3: (Neuss –) Koln Hbf – Siegburg – Marburg – Kassel-Wilhelmshohe – Nordhausen – Halle (Saale) Hbf – Berlin-Lichtenberg – Rostock. Первый рейс на этой линии состоялся 4 июня 2003 года. Вначале дела вроде шли неплохо, но затем пассажиропоток упал и уже в августе и сентябре 2003 года поезда стали ходить с четырьмя вагонами вместо шести. 2 октября компания объявила о закрытии маршрута. Составы использовались с 1 ноября 2003 года на линии Hamburg - Flensburg - Padborg (Flex). Затем вагоны InterConnex использовались до 2015 года в качестве запасного варианта на маршрутах Nord-Ostsee-Bahn

Поезда (два для данной линии) были сформированы как раз из локомотивов класса 185-CL и модернизированных экспресс-вагонов Halberstadt из бывшего парка Deutsche Bahn.

Три локомотива, работавшие на линии X 3, (185-CL 001, 185-CL 002, 185-CL 003) принадлежали непосредствено InterConnex, но так как ни были иногда заняты грузовыми перевозками, то ей был арендован ещё один локомотив того же класса, 185 515 (Bombardier 33523) 2002 года выпуска у лизинговой компании Locomotion Capital. Электровозы 185-CL 001, 185-CL 002 (Bombardier 33452) и 185-CL 003 (Bombardier 33455) - 2001 года выпуска. После того, как пассажирские перевозки на X 3 приказали долго жить, электровозы 185-CL 002 и 185-CL 003 оказались задействованы в грузовых перевозках Connex Cargo Logistics GmbH (Veolia Cargo Deutschland GmbH).

В общем и целом электровоз серии 185 оснащён электронными системами защиты и сигнализации производств компаний Siemens или Bombardier, которые соответствуют стандартам железных дорог Европейского союза, а также автоматической системой управления тормозами и тягой. Электровозы серии 185 до некоторой степени являются первыми серийными электровозами, полностью оснащёнными компанией ADtranz новой системой обеспечения безопасности движения поездов по европейским нормам (ETCS/ERT-MS). Система ETCS позволяет эксплуатировать локомотивы при различных видах сигнализации, применяемых в конкретных странах. Поначалу BR 185 был допущен к эксплуатации только по дорогам Германии, но потом ему было разрешено работать в других странах.

Отличительными особенностями электровоза являются наличие на крыше четырёх токоприемников полупантографного типа вместо двух как на сериях 145 и 146, четырёх макрофонов вместо двух (макрофон - аналог наших тифонов, сигналов большой громкости). Для возможности прохождения электровоза по французским железным дорогам, имеющим более низкий уровень подвески контактного провода, токоприёмники для снятия напряжения 25кВ установлены ниже относительно нормального уровня на 105 мм. Кроме того, претерпела изменение крыша и элементы воздухозабора, вследствие установки дополнительных устройств для работы на напряжении 25кВ и переноса некоторых агрегатов на крышу из-за изменения планировки машинного отделения. Масса электровоза возросла по сравнению со своими собратьями (сериями 145 и 146) на 4 тонны. В процессе выпуска возможны и другие изменения в конструкции. В процессе серийного выпуска для снижения себестоимости начали применять для скоростных электровозов серии 185 тележки от серии 146, рассчитанные на скорость 200 км/ч, а также несколько облегченные электродвигатели, мощностью не более 5,5 МВт. Стоимость локомотива примерно 2,5 млн. Евро (для оптовых покупателей).

Механическая часть электровоза состоит из кузова с расположенным в нём оборудованием, двух кабин управления по концам кузова, несущей рамы кузова, на которой смонтированы все узлы и агрегаты электровоза, двух тележек с установленными на них тяговыми электродвигателями и тяговым приводом, крыши и крышевого оборудования. Вдоль кузова проходит коридор, по обеим сторонам которого установлены агрегаты и силовое оборудование электровоза.

Электровоз BR 185 является многосистемным локомотивом. Его силовая схема обеспечивает работу тяговых двигателей при напряжениях в контактной сети 25кВ при частоте 50Гц и 15кВ — 16,67Гц. Двигатели электровоза асинхронные трехфазные. Подвеска тяговых электродвигателей опорно-рамная, тяговый привод с односторонним расположением редуктора, передача зубчатых колес 22:115. К раме тележки двигатели подвешены через качающуюся маятниковую опору.

Снабжение электровоза сжатым воздухом для работы агрегатов электровоза, тормозных устройств производится одним компрессором фирмы Knorr Bremse AG типа SL-20-5-61. На электровозе установлена микропроцессорная система управления тормозами фирмы Knorr.

Для защиты от высоковольтных перенапряжений, короткого замыкания и молний, на электровозе установлены 4 разрядника напряжений — три на крыше электровоза и один за главным выключателем.

Для снабжения электроэнергией вспомогательных машин при опущенных токоприёмниках локомотив оснащён массивной аккумуляторной батареей постоянного тока напряжением 110 В, расположенной под кузовом электровоза между тележками.

Для вентиляции тяговых двигателей используется воздух, нагнетаемый вентиляторами, установленными в охлаждающей башне. Проходя через башню, холодный воздух используется не только для охлаждения тяговых двигателей, установленных на тележках электровоза, но и он является звеном в цепи системы охлаждения силовых аппаратов электровоза.

Электровоз серии 185 в первой декаде 2000-х годов совершенно точно являлся самым распространенным электровозом Германии.

Модели электровоза серии 185 довольно часто можно встретить у нас в стартовых наборах серии Hobby от фирмы Piko "Пассажирский экспресс InterConnex" (артикул PIKO 57180, Start-Set Personenzug Connex). Туда входило три вагона (два ConnexEomdz, один ConnexTomz) и локомотив - электровоз BR185 (артикул 57432).

Электровоз BR 185 оборудован внешним освещением, пантографами, NEM-шахтами и оснащён разъёмом для установки декодера цифровой системы управления. Имеет один двигатель и привод на обе телеги посредством двух карданов.

Помимо модели электровозов InterConnex Piko до сих пор (2018) имеет в ассортименте:

Модель электровоза серии 185 - Piko артикул 59145 - локомотив BR 185 Metronom.

В линейке моделей Piko есть также и швейцарский вариант BR185 - электровоз Re 482 (Re 482 028-8), который производился для компании SBB Cargo. Моделью комплектовались, в частности, стартовые наборы. Также был доступен в серии Expert, артикул 59142.

Модель электровоза серии 185 - Piko артикул 57939 - локомотив BR 185 DB. Были и очевидно ещё будут и другие варианты. Ведь электровоз этот чрезвычайно распространен на железных дорогах Германии...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...