Модели железных дорог Mobicaro и The Childrens Place - общие сведения

Наборы железных дорог китайского производства под брендами Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place поставляются в крупную сеть детских магазинов в московском регионе, их также можно купить и в сети. В техническом смысле это небольшие, достаточно хорошо детализированные локомотивы (прототипы которых, кстати, существуют в реальности) вагончики, рельсы, сооружения и элементы ландшафта (мосты, станционные здания, заправки, семафоры, шлагбаумы и даже ёлки...). Основной материал - пластик. Рельсы тоже из пластика. В локомотив надо вставить две батарейки AA (они в комплект не входят).

Необходимо собрать пути - рельсы скрепляются довольно прочно в замкнутый круг или какие-то чуть более сложные фигуры, но так или иначе вам нужна будет замкнутая путевая схема. Потому что поезд после запуска (вручную - с помощью красного переключателя на локомотиве) может двигаться только вперёд и только с одной скоростью. У этих наборов нет дистанционного управления. Останавливать локомотив не очень удобно - приходится ловить или подкладывать что-то на пути.

Перед запуском требуется сцепить вагончики (вручную) и аккуратно и точно поставить их на колею. В некоторых наборах у локомотива горит лобовой прожектор и издаются разного рода характерные для движущегося состава звуки (для чего предусмотрены встроенные динамики и примитивная "звуковая карта"). Тянет локомотивчик неплохо, батарейки (даже самые дешевые) работают довольно долго (особенно если звук в локомотиве не предусмотрен либо отключен)... И всё это очень и очень неплохо, учитывая цену в 10 - 25 долларов США за набор. А тепрерь можно, как говорят, "вдаваться в детали".

Информацию, которую вы найдете далее, продавцы вам вряд ли дадут. А то и снабдят невзначай откровенной дезинформацией. Не потому, что они злые и плохие - просто не в состоянии быть столь информированными обо всех товарах! Поглядеть на эти железные дороги вы можете, скажем, в магазине - а вот покупать лучше онлайн, особенно если вы решили приобрести несколько совместимых наборов и получить, таким образом, нечто за рамками предлагаемых стандартов.

Конечно, покупая в дополнении к имеющемуся набору еще один, вы зачастую что-то неизбежно приобретаете во второй раз. Например, у вас окажется ещё один локомотив и повторится часть вагончиков. Но и они на самом деле лишними не окажутся, разнообразив ваш "подвижной состав"; но главное ваше приобретение - рельсы, которых, как известно, мало не бывает! Купив два, три или более совместимых наборов железных дорог, вы сможете опутать "железнодорожной сетью" если не всю квартиру, то уж одну комнату точно. И тут надо сразу задуматься о месте... А также о том какую "линейку" набров выбрать и с какого начать.

Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place предлагают наброры трёх совместимых размеров. Один из них - самый крупный - точно не соответствует никаким установленным стандартам ни по масштабам самих моделей, ни по ширине колеи (хотя его можно считать форматом S (1:64) с некоторой натяжкой). Его достоинство в том, что он имеет большие размеры и подвижной состав проще ставить на рельсы. Надо полагать, эта линейка наборов адресована детям помладше. Тем не менее, тут в наборах есть короткие и длинные рельсы, как прямые, так и полукуруглые, а также стрелки и перекрещивающиеся пути, так что трассу можно делать довольно сложной. Совместимые наборы этой линейки имеют артикулы 1601A-5A, 1601A-5B, 1601A-5C, 1601A-2A, 1601A-2B, 1601A-2C, 1601B-2B, 1601B-5A, 1601B-5B, 1601B-2A, 1601B-1, 1601A-1.

Второй предлагаемый Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place размер наборов соответствует по габаритам подвижного состава формату H0 (1:87), но вот с шириной колеи опять вышла какая-то "китайская" ерунда - она 20 мм, тогда как у H0 (1:87) она должна быть 16,5 мм... Ни в одном из наборов этой серии нет стрелок, что не позволяет создать трассу конфигурации сложнее овала или круга. Совместимые наборы этой линейки имеют артикулы 1606-2A, 1606-2B, 1606, 1604-1A, 1604-1B, 1605.

Третий вариант размера наборов строго соответствует типоразмеру N (1:160) с соответствующей шириной колеи 9 мм. Тут в наборах есть как прямые, так и полукуруглые рельсы, а также стрелки и перекрещивающиеся пути, так что трассу можно делать довольно сложной. Он явно адресован детям постарше (а то и их родителям), так как для того, чтобы им пользоваться, нужна не только фантазия, но и зачатки логики, элементарные навыки обращения с техникой, хорошо развитая мелкая моторика. Совместимые наборы этой линейки имеют артикулы 1638-5C, 1638-5D, 1638-5E, 1638D, 1638-5A, 1638-5B, 1638E.

Если вам нужна просто игрушка для ребенка, то выбирайте первый вариант. Второй и третий совершенно точно могут стать уже не просто временной забавой, а первым шагом в долгом, а то и пожизненном увлечении моделированием со всеми вытекающими последствиями!

Кроме масштаба, как и в настоящем железнодорожном моделизме, лучше определиться со страной и эпохой. Что касается страны, то особого выбора у вас нет - в данном случае речь идет о моделях реальных прототипов паровозов и тепловозов железных дорог США, и для серьезных коллекционеров их выпускает тамошня фирма Бахман (Bachmann Industries). Именно "бахмановский" подвижной состав китайские производители явно взяли за образец. Поменяли только механику. Ну и детализацию сделали не столь высокой - гораздо меньше выступающих частей, отверстий. То есть это задумывалось не как тщательно оберегаемый предмет коллекционирования, а как утилитарная игрушка, которая должна выдержать довольно "суровое" обращение и не поломаться. Но за эти деньги (10 - 25 долларов США против 200 за стартовые наборы у Bachmann) дела обстоят вовсе не так плохо!

А вот с эпохами вы можете что-то "порешать" и сами... Сочетание подвижного состава разных эпох в рамках одного макета считается дурным вкусом в железнодорожном моделизме, хотя в принципе это и не так важно. Наборы всех размеров предлагают модельный ряд под флагами Union Pacific и MST (Megapolis Speed Train). Union Pacific это как бы историческая серия, с ретро-локомотивами (паровозами, более всего напоминающими паровоз Baldwin Consolidation с колесной формулой 2-8-0) I эпохи (1870 - 1940). Локомотив (тепловоз EMD FT-A компании General Motors) в серии MST, скорее, II эпохи (1940 - 1960). Впрочем, это касается только локомотивов. Вагоны в обоих сериях одинаковые и имеют, скорее, отношение даже к III (после 1960 года) эпохе. Тем не менее, вы можете в какой-то степени придерживаться правила и составлять дорогу только из наборов Union Pacific или только MST. Или смешивать их (конечно - в рамках совместимости артикулов). Это ваше личное дело.

Что касается ходовой части, то она тоже вполне выдерживает критику. Ведущие колесные пары у локомотивов - передние, сами локомотивы довольно увесистые даже без батареек, а колеса дополнительно снабжены резиновыми накладками, и всё это обеспечивает удивительно хорошую для простой игрушки тягу. Механизм редуктора устроен так, что локомотив развивает вполне умеренную скорость, и поэтому исключительно редко сходит с рельс на поворотах и на стрелках. Если рельсы проложены на ровной поверхности, тщетельно соппоставлены и закреплены, то это и вовсе вряд ли случится.

Поддерживающие колёсные пары объединены по две в тележки, которые могут поворачиваться вокруг оси, что облегчает прохождение поворотов. Выполнены колесные пары и тележки из платсмассы, но довольно хорошо. Внешне всё почти как у наборов известной испанской фирмы Pequetren (которые при прочих равных обошлись бы вам раза в три дороже)!

Итак - с какого из наборов начать? А начинать лучше с тех наборов, в которых больше элементов подвижного состава и всего прочего, и которые стоят подороже. Потому что именно в таких наборах достаточно много рельс, есть как радиусные, так и прямые, в некоторых есть даже стрелки. А потом постепенно докупайте совместимые по пртикулам наборы поменьше, сколько вам не жалко и на свой вкус, ориентируясь уже на подвижной состав. Жаль, что рельсы не продаются отдельно и стрелки есть только в единичных наборах. Но, наверное, за пару десятков баксов мы слишком многого хотим...

Кстати, о месте для вашего приобретения. Для сбора самого маленького круга вам понадобится площадка 110 Х 110 см. Это может быть стол или участок пола. Главное, чтобы площадка была ровной, достаточно твердой и чистой - особенно это касется пола. Потому что оси ведущих колесных пар локомотива очень быстро наматывают на себя всякие нитки и волосы - и их может заклинить. Кроме того, лучше иметь возможность закрепить рельсы на этой поверхности (хотя бы просто лейкопластырем или скотчем) в нескольких точках. Потому как состав при движении неизбежно создает вибрацию, и это может привести к тому, что рельсы расцепятся или вагончики сойдут с рельс.

Обращайте внимание не столько на яркие значки и логотипы на самой коробке, сколько на артикулы и при заказе или при покупке всегда подчеркивайте и точно указывайте какой именно артикул вам нужен. А при приеме заказа - ещё раз проверяйте... Имейте в виду - рельсы совместимы только строго между указанными артикулами! Также вы должны знать, что лобовой прожектор (огонёк, короче) горит только у тепловозов MST. У паровозов его нет. А вот звук у тепловозов может и отсутствовать. При этом локомотивы со звуком и без звука никак не промаркированы и на вид друг от друга не отличимы. Есть, конечно, соответствующие значки на коробках - но при укомплектовке наборов на заводе, должно быть, локомотивы часто путают, так что звук работает не везде, где он заявлен.

Тем не менее модели железных дорог Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place указанных артикулов (1601-XX, 1606-XX, 1638-XX) - не просто дешевые игрушки. Это своего рода электромеханический конструктор, хорошее хобби и отчасти даже предмет коллекционирования со всеми вытекающими отсюда последствиями... Вы будете смеяться, но америкосы предлагают отдельные подержанные вагончики из таких наборов по сокрушительной сцене в 10 - 11 долларов, то есть по половине цены всего нового набора в наших магазинах. Ну, им красиво жить не запретишь - а вы покупайте по такой же цене целые наборы и радуйтесь!