Вагоны: открытый полувагон Eas 073

Производитель: UV Arad
Год первой поставки: 1985 г.
Длина по буферам: 14 040 мм
Расстояние между центрами тележек: 9000 мм
Общая колесная база: 10 800 мм
Погрузочная длина: 12 800 мм
Погрузочная ширина: 2760 мм
Погрузочная высота: 2100 мм
Площадь погрузки: 35,3 м?
Грузовое пространство: 74,2 м?
Проем двери (Ш ? В): 1800 ? 1900 мм
Высота тележки: 3340 мм
Высота пола: 1240 мм
Максимальная скорость без груза/с грузом: 120/100 км/ч
Погрузочная масса: 62,0 т
Средний соственный вес: 22 000 кг
Тип тележки: Y 25 Rs 2 - 864
Колесная база тележки: 1800 мм
Тип тормоза: KE-GP, пневматические
Ручной тормоз: не у всех вагонов, Fbr
Минимальный проходимый радиус: 35 м

Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Ещё на рубеже XIX - XX веков управление государственных железных дорог Пруссии заказывало для себя четырехосные открытые грузовые вагоны под обозначением OOmk (позже OO Oldenburg). Однако впоследствии, в 20-х годах прошлого века компания Deutsche Reichsbahn не стала развивать производство вагонов этого типа, и только в в 1942 году был произведен десяток экспериментальных вагонов OO (fs) Berlin и OO (fs) Kattowitz. В 1948 и 1949 годах Waggonfabrik Uerdingen построила шесть четырехосных вагонов обозначенных как OOfs Gottingen, OOf 47, OOfs 01. Но вновь созданная тогда компания Deutsche Bundesbahn также прекратила заказывать четырехосные полувагоны и на целых двадцать лет ограничилась модернизацией и постройкой двухосных.

После второй мировой войны на европейском уровне были предприняты усилия по стандартизации в области создания и использования грузовых вагонов в Европе. В 1947 году Международный союз железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC) стал активно заниматься стандартизацией грузовых вагонов. Он начал с отдельных их частей (буфера, муфты и так далее). Однако, этого было недостаточно - решено было занятся разработкой целых грузовых вагонов единого, стандартного дизайна. За образцы брались немецкие вагоны - так как Германия до войны и во время таковой произвела их несметное количество, а после 1945 года они так или иначе "достались" всем странам Европы.

Стандартизация облегчила бы обмен вагонами и совместное их использование. То есть все участники соглашения UIC могли бы использовать вагоны партнеров как свои собственные. Не отправлять после разгрузки иностранные вагоны по месту приписки, а загружать и отсылать в любом нужном им направлении. Конечно, уже существовало соглашение RIV (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году). Но на сей раз UIC пошло дальше. Ведь соглашение RIV - это попытка подогнать под общую гребенку уже существующие вагоны. Теперь UIC вознамерился решить проблему в корне и сразу строить одинаковые вагоны. Были приняты директивы UIC, которые предусматривали единые размеры и другие параметры для вновь создаваемых открытых грузовых вагонов.

Около 1960 года UIC разработал стандарты для двухосных грузовых вагонов типа E, которые к концу десятилетия были дополнены стандартами для таких же четырёхосных полувагонов повышенной вместимости. Требования к разработке были такие - вагон должен иметь возможность для разгрузки на вагоноопрокидывателе, иметь стальную несущую конструкцию с боковыми стенками высотой около двух метров и непрерывным верхним поясом прочности. Такой стандарт для четырехосных полувагонов - это тип вагонов UIC 571-2, или Ea(o)s. Точнее, опрокидываемый вагон назывался Eas, неопрокидываемый — Eaos.

По стандарту UIC 571-2 в рамках общего типа E создавались четырехосные вагоны повышенной вместимости типа Ea (o) s после того как в 1970-х годах UIC (МСЖД) стандартизировал такой четырехосный вагон. Это был вагон со следующими характеристиками: длина полезной загрузки минимум 12.71 метра, площадь полезной загрузки около 35 кв.м, объем полезной загрузки около 71 куб.м, вес пустого вагона до 22.0 тонн, две двери с каждой стороны, ширина дверей 1.80 м. Рсстояние между центрами тележек - 9 метров, длина по буферам - 14,04 метра.

Четырехосные открытые грузовые вагоны стандартного типа E имеют плоский пол и сплошные борта с одной (или двумя) дверями с каждой стороны. Они используются для перевозки сыпучих грузов, угля, металлолома, стали, древесины. Стальные кольца на бортах позволяют прикреплять тросы, сетки или укрывать груз брезентом для обеспечения его сохранности. Большинство вагонов имеют откидные боковые и торцевые борта, в противном случае к их маркировке добавляются буквы "l" (фиксированные борта - не пригоден для разгрузки с помощью вагоноопрокидывателя) или "o" (фиксированные торцевые борта). Некоторые из этих вагонов могут разгружаться с помощью вагоноопрокидывателя, который поворачивает их вокруг продольной оси. Для этого они снабжены достаточно прочными рамами и вращающимися муфтами сцепок, так что их не нужно даже расцеплять во время разгрузки. Некоторые вагоны имели ручной тормоз. Все вагоны имеют двустворчатые двери по бокам, у большинства по две двустворчатые двери с каждой стороны.

Буквы в маркировке означают: E - обычный тип открытого вагона (так называемая "стандартная гондола"); а - с 4 колесными парами; n - макисмальная грузоподъемность более 30 т (относится к четырехосным вагонам); o - фиксированные торцевые стенки; s - подходит для транспортировки в составе поездов со скоростью до 100 км / ч. x - это вагоны со стальным полом (такое обозначение применяется с 1 января 1994 года); l - не пригоден для разгрузки с помощью вагоноопрокидывателя.

Но только после того, как вагоны этого типа были введены в эксплуатацию различными европейскими железнодорожными администрациями (FS, OBB, SNCB, SNCF и SBB), немецкая компания DB также приняла решение заказать их для себя.

Чертежи вагона, адаптированного для DB, были созданы на аугсбургско-нюрнбергском машиностроительном заводе (MAN). Производство производилось на различных вагоностроительных предприятиях, вагоны отличались такими деталями, как наличие стояночного тормоза и конструкция полов (стальные или деревянные). Первыми были выпущены вагоны Eaos 106.

По стандарту UIC 571-2 в рамках общего типа E создавались в том числе вагоны Eas 073 с такими техническими данными: длина по буферам 14,04 метра, длина полезной загрузки не менее 12,71 (12,8) метров, площадь полезной загрузки около 35 квадратных метров, объем полезного грузового пространства около 72 кубометров, ширина загрузки 2,76 метров, высота загрузки 2,105 метров, вес самого вагона 21 или 22,5 тонны. Имеет по две двери с каждой стороны, каждая шириной 1,80 метра и высотой 1,90 метров. Максимальная скорость 120 км / ч. Для дополнительной прочности сварные стальные борта (из коррозионностойкой стали) скреплены стальным "поясом" по верхнему краю. Имеются кольца для крепления сетки, тросов или тента. Пол выполен из дерева (Eas 073.0) или стали (Eas-x 073.1). 25% вагонов были оснащены стояночным тормозом. Они пригодны для перевозки множества различных нечувствительных к метеоусловиям сыпучих грузов (уголь, лом, руда, гравий, земля), а также штучных грузов (тюков, бочек, бревен или железобетонных блоков).

В 1985/86 году компания UV Arad (Румыния) построила в общей сложности 774 вагона Eas для западногерманской компании DB (вагоны строились также и для ГДР, для DR). Вагоны, изначально обозначенные как Eas [5969], имели пол из стальных сегментов. Около четверти были оснащены ручным стояночным тормозом. Первый вагон типа Eas 073 был построен и введен в эксплуатацию в 1985 году. После объединения Германии 770 вагонов были переданы DB AG в 1994 году и получили обозначение Eas 073.

В 1998 году в Deutsche Bahn было около 16.000 четыреххосных вагонов общего типа E. Из них вагонов типа Eas 073 - 768 штук.



В 2000/2001 годах четыре вагона Eas 073 были снабжены стальным полом и промаркированы как Eas-x 073.1. В 2002/2003 году еще 51 вагон подвергся таким же преобразованиям и прератился в Eas-x 073.1. В 2008 году в строю оставалось вагонов 456 Eas и 44 Eas-x. Они до сих пор (2018) находятся в эксплуатации в подразделении Deutsche Bahn - DB Cargo AG. К 2018 году общее количество таких вагонов составляет не более трехсот.

Вагон c маркировкой Eas 073 входит в стартовые наборы фирмы Piko, в частности Start-Set Guterzug DB Cargo (арт. 57151) или Start-Set E-Lok OBB Taurus + 3 Guterwagen (арт. 57170).

Вагон имеет маркировку DB CARGO 11 RIV - EUROPE 80 DB 542 0 300-5 Eas 073. На бортах также указано: максимальная грузоподьемность до 52 тонн, вес самого вагона 19800 кг, площадь загрузки 34 квадратных метра, длинна полезной загрузки 12,41 метра, длина по буферам (LuP) - 13,7 метра. Дата последней ревизии - 19.02.99.

Сразу бросается в глаза, что указанные технические характеристики не совсем соответствуют вагону Eas 073. Не удивительно, потому как и внешне этот вагон не совсем похож на Eas 073. Самое очевидное отличие - три двери вместо двух! Это, на самом деле, некорректно промаркированный ГДР-овский вагон Eal (Eal 5918). Но даже если бы пикари промаркировали его как Eal, в этом не было бы больше правды - в DB Cargo AG вагоны Eal вряд ли числились, ибо были списаны за год до возникновения этой компании...

Куда правдоподобнее выглядит модель от Brawa с артикулом 2062, которая уже снята с производства. Вагон имеет маркировку DR 596 6 592-2 и относится к IV эпохе.

О вагоне Eas 073 в формате pdf (на немецком языке)

грузовые вагоны - на сайте DB Cargo AG


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...