Вагоны: цистерна 14-тонная, class-A (Esso)

Производитель Xiamen Newsun Co.Ltd., Китай под марками Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place делают вагончики для своих наборов не совсем от балды - речь идет о моделях реальных прототипов вагонов железных дорог США (и не только), и для серьезных коллекционеров их выпускает заокеанская фирма Бахман (Bachmann Industries). Именно "бахмановский" подвижной состав китайские производители взяли за образец!

Наборы Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place всех размеров предлагают модельный ряд под флагами Union Pacific и MST (Megapolis Speed Train).

Union Pacific - это историческая серия с ретро-локомотивами (паровозами), более всего напоминающими копии паровозов Baldwin 2-8-0 Consolidation от Bachmann с колесной формулой 2-8-0 первой (I) американской эпохи (1870 - 1940), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных паровозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в том числе и Union Pacific.

MST (Megapolis Speed Train - это историческая серия с первыми тепловозами (дизель-электровозами), являющимися копиями тепловозов EMD FT-A от Bachmann второй (II) американской эпохи (1940 - 1960), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных тепловозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в данном случае для Baltimore and Ohio Railroad.

Несмотря на столь четкие исторические разграничения по историческим мотивам, вагонный парк во всех наборах одинаковый и, мягко говоря, не совсем историческим (а в данном случае и географическим) реалиям соответствующий. Цистерны в этих наборах и вовсе изготовлены вроде как "по мотивам" моделей от Bachmann или Hornby, которые являются в свою очередь копией в масштабе 00 реальных вагонов, производившихся для различных "настоящих" железных дорог Англии.

Вагон-цистерна — предназначен для перевозки различных жидкостей. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента. Для перевозки нефтепродуктов используют цистерны общего назначения. По конструкции: цистерны, имеющие раму, цистерны безрамной конструкции, четырёхосные, восьмиосные. Для повышения прочности цилиндрическая обечайка ёмкости подкрепляется кольцами-шпангоутами, которые могут быть установлены на наружной поверхности или внутри ёмкости. Объём цистерны колеблется в широких пределах от 13 м3 в первых вагонах-цистернах, строившихся в конце XIX века, до 120 м3 (8-ми осная цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов) и более.

Эти стандартные 14-тонные цистерны класса A (для перевозки продуктов класса A - то есть жидкостей воспламеняющихся при температуре менее чем 163.4 градуса по Цельсию). Котёл на 14 тонн можно было демонтировать с платформы со стандартной двухосной 10-футовой базой вагона (всего 3 метра). Характерными признаками являются хомуты для крепления к платформе, люк и вентиляционная отдушина вверху. Многие - но не все - были оборудованы лестницей, ведущей к люку и небольшой плоской площадкой наверху. Это были довольно миниатюрные (по нынешним меркам) цистерны.

Их дизайн был разработан в Великобритании ещё в 1927 году. Для Министерства авиации в Великобритании перед второй мировой войной их делали многие производители - Scottish Steel Coy, Charles Roberts, Cravens, Hurst Nelson, R Y Pickering, Fairfield, Cambrian и так далее. Заказывались они для таких компаний, как Shell & BP, Esso и других. Использовались эти цистерны только для перевозки горюче-смазочных материалов. С 1939 по 1944 годы было произведено более 2,700 цистерн такого типа. Маркировались они индексом AM с номером от 1 до 3170. После войны их стали было переделывать для перевозки более тяжелых горючих жидкостей, но так или иначе производство свернули в 1948 году, хотя и продолжали довольно долго потом использовать оставшийся парк.

Все перечисленные признаки присутствуют у "родных" моделей от Hornby! В этом легко убедится, изучив модель Esso 14 Ton Tank Wagon 3063 в масштабе 00 (1:76). Модель сделана очень точно по отдельным деталям, есть логотип компании, вся маркировка соблюдена. Итак, это вагон-цистерна III британской эпохи (1923 - 1947).

Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place явно решили не копировать образец точно, а сделать нечто "по мотивам". Сам котел кажется более вытянутым и раскрашен, скажем так, в более современном духе - хотя цветовая схема примерно та же. Большинство надписей на цистерне мало осмыслены - кроме предупреждения не курить и двух цифр, касающихся её веса и загрузки. Это Load (полная загрузка) и LT WT (вес пустого вагона). Полная загрузка тут "доведена" до 32 тонн - это в два раза больше, чем у оригинала! Вес же пустой цистерны в оригинале тоже состалял всего 10 тонн, а тут... целых 49,5 тонн. То есть общий вес - свыше 80 тонн.

Ну, такую "махину" уже можно без зазрения совести ставить на свою достаточно стандартную ходовую часть. Она в корне отличается от оригинальных моделей и реальных прототипов. Мы видим не две оси, а четыре. Передняя и задняя тележки состоят из двух колесных пар. Колеса не черные, а серые, а тележка закреплена на оси и может поворачиаться, внешний вид её в любом случае далёк от оригинала. Сцепки также абсолютно другие, и они автоматически не срабатывают. И хотя ходовая часть абсолютно отличается от "родной", а в реальности прототипа такой цистерны не существует, катается этот вагончик вполне прилично!

А вот детализация сносная. Вид у цистерны приличный, большинство характерных деталей на корпусе различимы, хотя в целом оставлено гораздо меньше выступающих частей и накладных деталей. То есть это реализовано не как тщательно оберегаемый предмет коллекционирования, а как утилитарная игрушка, которая должна выдержать довольно "суровое" обращение и не поломаться.

Надо заметить, что китайцы не стесняются ставить эти цистерны (раскрашивая их и расписывая различным образом) и вовсе на другие игрушки (не железные дороги). На пожарные машины, например... То есть эту свою универсальную разработку они гоняют в хвост и в гриву, удешевляя, таким образом, производство. Содержащий такую цистерну набор всего за пару десятков долларов - наверное, лучшего варианта, чем этот, предложить просто невозможно!

Ну, а серьезные коллекционеры могут поискать себе тут "родной" Hornby за 13.00 фунтов стерлингов!