Вагоны: вагон для перевозки руды G-39 Ore Car (Jenny)

Производитель Xiamen Newsun Co.Ltd., Китай под марками Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place делают вагончики для своих набороа не от балды - речь идет о моделях реальных прототипов вагонов железных дорог США, и для серьезных коллекционеров их выпускает заокеанская фирма Бахман (Bachmann Industries). Именно "бахмановский" подвижной состав китайские производители взяли за образец!

Наборы Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place всех размеров предлагают модельный ряд под флагами Union Pacific и MST (Megapolis Speed Train).

Union Pacific - это историческая серия с ретро-локомотивами (паровозами), более всего напоминающими копии паровозов Baldwin 2-8-0 Consolidation от Bachmann с колесной формулой 2-8-0 первой (I) американской эпохи (1870 - 1940), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных паровозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в том числе и Union Pacific.

MST (Megapolis Speed Train - это историческая серия с первыми тепловозами (дизель-электровозами), являющимися копиями тепловозов EMD FT-A от Bachmann второй (II) американской эпохи (1940 - 1960), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных тепловозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в данном случае для Baltimore and Ohio Railroad.

Несмотря на столь четкие исторические разграничения по историческим мотивам, вагонный парк во всех наборах одинаковый и, мягко говоря, не совсем историческим реалиям соответствующий. Тем не менее и вагончики являются копиями моделей от Bachmann, которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных вагонов, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США.

Вагоны для перевозки руды относятся к специализированным вагонам. В принципе, руду (как и ряд других навалочных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков (вроде угля, флюсов, лесоматериалов и т. п.) можно перевозить в обычных полувагонах с глухим кузовом (без дверей, люков, крыши и с высокими бортами). Кроме того руду, уголь, щебень и так далее перевозят и в хопперах. Хоппер - саморазгружающийся бункерный грузовой вагон, кузов которого имеет форму воронки, а в нижней (как правило) его части расположены люки (по-английски — "хопперы"); при разгрузке содержимое вагона высыпается через них.

Однако, дело в том, что железная руда имеет куда большую плотность, чем уголь! Поэтому при загрузке стандартного полувагона или хоппера, применяемого для перевозки угля, его придется наполнять лишь наполовину, чтобы не допустить перегрузки. Получится, что огромный угольный хоппер по объему будет заполнен железной рудой только наполовину и будет "возить воздух". Сомнительно, с точки зрения эффективности...

Вот поэтому американцы и придумали строить вагоны короче обычных хопперов и с более низкими бортами - так называемые специальные вагоны "дженни" для железной руды (ore jenny, ore car). Нельзя сказать, что они имеют форму воронки - хотя борта их всё-таки наклонные. Они "глуходонные", то есть не имеют люков для разгрузки - чтобы их разгрузить, нужен вагоноопрокидыватель, специальное сооружение для механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами (рудой, углем, зерном). Это нечто среднее между полувагоном и хоппером...

В первой половине прошлого века, во времена резкого развития сталелитейной промышленности, перед многими американскими железными дорогами встала утилитарная задача масштабной транспортировки железной руды по замкнутым маршрутам на специальные мельницы для её измельчения и дробления. Первые вагоны-дженни были деревянными и могли потянуть около 30 тонн продукта - их начали использовать еще в 1800-е годы... А с начала и до середины прошлого века, для решения вышеприведённой задачи, их грузоподъемность была доведена до 50 - 75 тонн, а затем и до 100 тонн.

Среди многих других железных дорог, Пенсильванская железная дорога (Pennsylvania Railroad, PRR) использовала такие вагоны для перевозки руды (точнее - таконита) из доков Филадельфии и Кливленда на мельницы в Пенсильвании, Огайо и Западной Вирджинии. Вагоны для перевозки руды типа "ore jennies" класса G39 начали строить на заводе Sam Rea Shops в начале 1960-х годов, в 1961 году была выпущена уже 1000 таких рудовозов. С 1964 года уже начали появляться модификации - типа G39A и G39B, изменения касались только ходовой части. И сегодня, когда сталелитейная промышленность пришла в полны упадок, "дженни" до сих пор остаются в строю!

Они имели логотип Pennsylvania Railroad, характерную раскраску, соответствующую маркировку на бортах, из которой можно было узнать грузоподъемность данного вагона, дату его выпуска на заводе и многое другое.

Дело так и обстоит у "родных" моделей от Bachmann! В этом легко убедится, изучив модель 14517 "Pennsylvania (Tuscan) - Ore Car" в масштабе HO (1:87). Модель сделана очень точно и по отдельным деталям, и по окраске - есть логотип компании, применена типичная цветовая схема, вся маркировка кузова соблюдена (указана и дата выпуска вагона-прототипа - апрель 1961 года), так что он относится к третьей (III, современной) американской эпохе (с 1960-х по настоящее время).

Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place в своей продукции тоже соблюдают типичную цветовую схему, а вот логотипа на них нет, надписи мало напоминают реальные и, похоже, лишены всякого смысла... Слово "Haul", конечно, в английском языке существует но это не название компании - оно означает "перевозка, транспортировка, подвозка, доставка" применительно к грузам.

Передняя и задняя тележки, как и в оригинале, состоит из двух колесных пар. И хотя колеса не черные, а серые, а тележка закреплена на оси и может поворачиаться, внешний вид её не так уж и далёк от оригинала. Сцепки также абсолютно другие, и они автоматически не срабатывают. Так или иначе, ходовая часть хоть и отличается от "родной", но катается этот вагончик вполне прилично.

К сожалению, детализация у китайцев так себе. Большинство характерных деталей на корпусе различимы, но в целом оставлено гораздо меньше выступающих частей и нет никаких накладных деталей. То есть это реализовано не как тщательно оберегаемый предмет коллекционирования, а как утилитарная игрушка, которая должна выдержать довольно "суровое" обращение и не поломаться. Содержащий такой вагончик набор всего за пару десятков долларов - наверное, лучшего варианта, чем этот, предложить просто невозможно!

Ну, а серьезные коллекционеры могут поискать себе тут "родной" Bachmann за $27.00!