Вагоны: крытый вагон Glhs Dresden, M(w)s и Mrhs

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Что касается немецкого Рейхсбана, то грузовые перевозки всегда был его основной задачей - уже к концу 1920-х годов товарные вагоны составляли около двух третей всего парка вагонов. Их конструкция (так называемая концепция Verbandsbauart) к этому времени была достаточно стандартной и создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих.

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Все эти нормы и стандарты были приняты и для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn). Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Крытые грузовые вагоны, созданные в соответствии с Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, пока на смену первой стандартной концепции Verbandsbauart постепенно не стала приходить более современная концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей)...

Товарные вагоны Verbandsbauart выглядели как более ранние "прусские" конструкции (созданные по чертежам IIb 1, IIb 3, IId 8), но на самом деле были во многом более совершенны и их грузоподъемность увеличилась. Всего в рамках Verbandsbauart создали 11 классов вагонов. Они обозначались буквой A и цифрой. По сегодняшним меркам их построили просто невероятное количество. Скажем, вагоны классов A2 и A10 произвели в количествах, заметно превышающих сотню тысяч экземпляров в каждом классе. А если точнее, то крытых вагонов класса A2 с 1910 по 1927 год было выпущено более 120.000. Их сначала маркировали как "GM" или "NZ".

Для крытых вагонов в качестве стандарта были предложены вагон класса А2 с максимальной загрузкой 15 тонн и погрузочной площадью 21,3 м2 и крытый вагон большого объема A9, также с максимальной нагрузкой 15 тонн, но с погрузочной площадью 21,3 м2.

В 1920-х годах были разработаны для Deutsche Reichsbahn (DRG) вагоны Austauschbauart - со сменными (взаимозаменяемыми) частями, "сменной" конструкции. Они имели схожие габаритные размеры, но явно отличались по конструкции. Вот из-за возрастающего количества и внедрения некоторых новшеств сочли разумным добавить в классы A ещё и "региональные" подклассы (Gattungsbezirk). В соответствии с тогдашней классификацией к региональным подклассам добавлялась некие стандартные символы (Gattungszeichen), заглавная буква G и дополнительные строчные буквы и цифры. Буква G - это Gedeckter Guterwagen, то есть крытый товарный вагон, двухосный, с грузоподъемностью от 15.5 до 24.5 тонн, с плоской или арочной крышей.

Новыми стандартами для А2 стали крытый вагон Gr Kassel с погрузочной площадью 21,3 м2 и для A9 крупногабаритный вагон с погрузочной площадью 29,4 м2 Gl Dresden. В целом региональный подкласс Dresden включал различные типы вагонов с погрузочной площадью более 24 м2. Всего за 1927 - 1937 годы в Германии было построено более 3800 крытых вагонов унифицированного типа Dresden, отвечающих критериям "взаимозаменяемости", но с клепаной стальной конструкцией.

Следующим значительным изменением стало введение в 1930-х годах технологии сварки в конструкцию товарных вагонов (Guterwagen der geschweisten Bauart). Прежние конструкции Austauschbauwagen были переработаны, чтобы использовать сварочные технологии. В результате появился преемник Gr Kassel - Ghs Oppeln с погрузочной площадью 21,3 м2. Gl Dresden также был переработан, сохранив при этом ту же погрузочную площадь 29,4 м2 (Glrhs Dresden).

Крытые товарные вагоны использовались и для перевозки пассажиров, особенно в военное время. В обеих мировых войнах французские товарные вагоны Ocem 29, известные как сорок восемь (40/8, туда влезало сорок человек или восемь лошадей), использовались в качестве войсковых транспортных средств, а также для перевозки грузов; во второй мировой войне сначала французскими войсками, затем немцами и союзниками. Помимо солдат, немцы перевозили заключенных в товарных вагонах, также определенное количество немецких солдат, захваченных армией США, умерло от удушья в таких товарных вагонах, перевозящих их с линии фронта в лагеря для военнопленных в марте 1945 года. Такой же транспорт использовался Советским Союзом в 1930-х и 1940-х годах, когда более 1,5 миллиона человек были перевезены в Сибирь и другие регионы из разных стран и территорий, входящих в состав Советского Союза.

Крытые вагоны, которые производились с использованием сварной техники, уже тогда отличались от своих предшественников ещё и тем, что колесная база была увеличена, хотя длина их осталась прежней, а для укрепления рамы был применен характерный треугольный шпренгель. В результате были достигнуты лучшие ходовые качества и максимально допустимая скорость была установлена на уровне 90 км / ч (поэтому в маркировке вагонов появился дополнительный символ s).

В результате доработки "клёпаного" вагона класса Dresden, помимо упомянутого выше Glrhs Dresden, в 1933 - 1934 году был разработан и строился совершенно новый двухосный крытый вагон, сварной Glhs Dresden (позже в просторечии известный как "длинный Oppeln", langer Oppeln). Он был внешне похож на представителей класса Oppeln, но имел большую длину по буферам - 10 800 мм, не треугольный, а трапециевидный шпренгель и был оборудован "пассажирским" ручным тормозом Kunze-Knorr (Kkpbr).

Эти вагоны имели колесную базу 7000 мм, грузоподъемность до 15,75 тонн. В то время как большинство грузовых вагонов класса Dresden имели погрузочную площадь 29,4 м2, эти вагоны имели площадь 24,2 м2. А также бочкообразную крышу и раздвижные двери шириной 2000 мм. Их погрузочная длина составляла всего 8720 мм, погрузочная ширина составляла 2780 мм, они были несколько шире, чем другие крытые грузовые вагоны. Все были оборудованы паровым обогревателем, более мягкую подвеску и рассчитаны на скорость 90 км / ч. То есть по многим параметрам они вполне годились для перевозки людей... Пара десятков таких вагонов были оборудованы уже даже электронагревателем, благодаря которому их можно было включать в состав пассажирских поездов, в том числе некоторых высокоскоростных поездов.

С 1934 по 1937 год их было выпущено около 1633 экземпляров. Но в 1937 году вагоны класса Glhs Dresden перевели в класс Ghs Oppeln из-за малой погрузочной площади. К тому времени появился, кстати, и более распространенный вагон Gs Oppeln, так называемый "короткий Oppeln", с колесной базой 6 метров.

В любом случае, история продолжилась после войны. Помимо товарных вагонов в стандартном исполнении (UIC класс G) также делались вагоны специального назначения (UIC класс H). Эти вагоны были основаны на базе стандартного крытого вагона. Специальные классы (UIC Class H) также часто отличались, напрмиер, большими объемами загрузки.

Вагоны Mrhs или M(w)s, также относящиеся к специальному классу H, разработанные в ГДР, во многом соответствовали по размерам и технологиям довоенному Ghs Oppeln, то есть "длинному Оппельну".

Как и Ghs Oppeln они имели длину по буферам 10,8 метров и колесную базу 7 метров, и внешне были совершенно похожи на Ghs Oppeln. Но вследствие своего двойного назначения (предполагалась перевозка и грузов, и людей) они имели более скромную грузоподъемность (12,8 тонн) и меньшую площадь загрузки (20,1 м2).

M(w)s 06 строился по созданным на основе Ghs Oppeln чертежам (Dok.-Nr.0637). Эти вагоны были построены в 1950 - 1951 годах на вагоностроительном заводе в Баутцене (Waggonbau Bautzen).

Mrhs 07 также строились в ГДР примерно в то же время и скорее всего на том же предприятии тоже по созданным на основе Ghs Oppeln чертежам (Dok.-Nr.0634 и Dok.-Nr.0659). Вначале эти вагоны назывались Mrhs, с 1965 по 1970 годы - Mh(s)w, а нумеровались в обоих случаях начиная с 07 (напрмер, 07-50-39). С 1970 по 1984 они обозначались как вагоны Hk(s)-t и нумеровались начиная с 2154. С 1980 года обозначались как Hkm / Hkms и нумеровались начиная с 2155.

M(w)s 06 и Mrhs 07 использовались, главным образом, восточногерманским Рейхсбаном (DR) и были оборудованы для перевозки персонала. Они входили, в частности, в состав строительных и санитарных поездов. Эти вагоны почти полностью были списаны к концу XX века, после слияния DR и DB.

Модель вагона Mrhs 07 (номер 07-50-39) выпускалась фирмой Roco (артикул 66884). Вагон с тормозной будкой имеет длину по буферам 104 мм, NEM-шахты (NEM 362). Принадлежность DR, эпоха III (третья).


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...