Вагоны: пассажирский вагон, Baltimore & Ohio 72' Heavyweight Coach Сlass-A20

Производитель Xiamen Newsun Co.Ltd., Китай под марками Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place делают вагончики для своих наборов не совсем от балды - речь идет о моделях реальных прототипов вагонов железных дорог США (и не только), и для серьезных коллекционеров их выпускает заокеанская фирма Бахман (Bachmann Industries). Именно "бахмановский" подвижной состав китайские производители взяли за образец!

Наборы Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place всех размеров предлагают модельный ряд под флагами Union Pacific и MST (Megapolis Speed Train).

Union Pacific - это историческая серия с ретро-локомотивами (паровозами), более всего напоминающими копии паровозов Baldwin 2-8-0 Consolidation от Bachmann с колесной формулой 2-8-0 первой (I) американской эпохи (1870 - 1940), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных паровозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в том числе и Union Pacific.

MST (Megapolis Speed Train - это историческая серия с первыми тепловозами (дизель-электровозами), являющимися копиями тепловозов EMD FT-A от Bachmann второй (II) американской эпохи (1940 - 1960), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных тепловозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в данном случае для Baltimore and Ohio Railroad.

Несмотря на столь четкие исторические разграничения по историческим мотивам, вагонный парк во всех наборах одинаковый и, мягко говоря, не совсем историческим реалиям соответствующий. Пассажирские вагоны, правда, вполне вписываются в оба набора - поскольку начали производится еще в первую (I) американскую эпоху (1870-1940), были сняты с производства во вторую (II) американскую эпоху (1940-1960), но и затем еще реконструировались и использовались некоторое время! Единственное "но" - EMD FT-A был грузовым локомотивом и пасажирские вагоны не "таскал"...

Пассажирские вагоны, как и ежу понятно, предназначены для перевозки пассажиров, они могут быть спальные, либо с креслами для сидения (сидячие). Но есть и другие вагоны пассажирского вагонного парка, вспомогательные: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны, салон-вагоны с большими окнами для обозрения местности и так далее...

В данном случае речь идет именно о вагоне для перевозки пассажиров. Это вагон несамоходный (то есть это вагон локомотивной тяги), некупейный (открытого типа), с креслами для сидения. По-английски такой сидячий вагон называется "coach" или, реже, "chair car". Несколько рядов кресел, между ними проход, в обоих концах вагона небольшие площадки (вестибюли). Такие же вагоны бывают и закрытого типа - то есть ряды кресел отделены друг от друга перегородками, и каждый ряд доступен только из общего прохода. Внутренняя компоновка вообще может быть различной - разнится количество рядов кресел, количество кресел в ряду "2+2", "3+3", их расположение (лицом по ходу поезда или наоборот), между рядами могут быть столики и так далее...

Период с 1930 по 1950 годы в США считался "золотым веком" для пассажирских перевозок в поездах дальнего следования, укомплектованных как пассажирскими спальными, так и сидячими вагонами. В США такие вагоны, хоть и довольно похожие, но строились в то время для разных частных железных дорог разными компаниями - Pullman Car & Manufacturing, Standard Steel Car Company (эти две в 1934 году слились), Budd Company, American Car & Foundry и другими. Но "главной скрипкой" в этом оркестре была компания Pullman.

Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией Джорджа Пульмана в 1864 году. Вагоны компания строила разные, но прославилась именно свими комфортабельными спальными вагонами, вагонами-салонами, вагонами-ресторанами и сидячими вагонами. Само слово "пульман" даже стало нарицательным и стало означать комфортабельный пассажирский железнодорожный транспорт (а порой и весь комфортабельный наземный пассажирский транспорт вообще). В 1930-х годах в пульмановских вагонах впервые появилась система кондиционирования воздуха, что обусловило "арочную" форму крыши.

Различные железные дороги США заказывали у компании Pullman вагоны. В том числе и сидячие, то есть вагоны типа "coach" или "chair car". В нашем случае, судя по раскраске (а у Bachmann и по маркировке), речь идет о пассажирских вагонах, построенных для дороги Baltimore And Ohio Railroad в 1930-е годы.

Вагоны нумеровались. Можно найти информацию о конкретном вагоне с номером 5482 (он указан на борту модели Bachmann). Известно, что тяжелые (на двух трёхосных тележках) вагоны этого класса (class A20d) производились компанией Pullman в 1930-х годах (кстати, одновременно очень похожие вагоны класса P70 делались разными мелкими компаниями для железной дороги Pennsylvania Railroad). В середине 1950-х вагоны проходили некоторую реконструкцию, и у них менялись хозяеава и номера (№5482 стал №3584); во второй половине 1970-х вагоны снова переделывали, перенумеровывали и передавали в другие места (№3584 снова поменял номер на №3502). Его фото сохранилось для истории, но в уже переделанном виде (как №3502).

Bachmann делали свою модель в масштабе H0 (Bachmann Baltimore & Ohio 72' Heavyweight Coach) с того самого реального пульмановского прототипа с №5482, который был построен изначально, до всех реконструкций. Это так называемый тяжелый 72-футовый цельнометаллический "коач" на 60 посадочных мест. На самом деле его длина была чуть более 80 футов (около 25 метров), а 72 фута (23 метра) - это длина полезной "пассажирской" площади, без тамбуров и вестибюлей, которая указывалась в спецификациях. Цветовая схема у Bachmann соответствует оригиналу.

Очевидно, что китайцы под брендами Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place делают нечто "по мотивам" модели Bachmann. Это наиболее близкий найденный возможный образец. Цена одного подобного вагона у американцев доходит до 79 долларов, а весь китайский набор с таким вагоном стоит в два раза дешевле. Поэтому вас никак не должно удивлять то, что от (возможной) исходной модели остались лишь общие очертания, и абстрагирована принадлежность вагона - вместо названия железной дороги Baltimore and Ohio Railroad на борту значится нечто совершенно фантастическое, типа Senior City Train... "Китайский" бортовой номер 1445 если и существовал у Baltimore And Ohio Railroad, то принадлежал, скорее всего, багажному вагону. Цветовая схема тоже сохранена не полностью.

Передняя и задняя тележки состоят только из двух колесных пар. Колеса не черные, а серые, тележка закреплена на оси и может поворачиваться. Днище и крыша похожи только отдаленно, окон меньше. Сцепки также абсолютно другие, и они автоматически не срабатывают. В общем, ходовая часть еще более, чем внешний вид, отличается от "родной", но катается этот вагончик вполне прилично.

К сожалению, детализация у китайцев так себе. Большинство характерных деталей на корпусе различимы, но в целом оставлено гораздо меньше выступающих частей и нет никаких накладных деталей. Окна закрыты непрозрачным пластиком. То есть это реализовано не как тщательно оберегаемый предмет коллекционирования, а как утилитарная игрушка, которая должна выдержать довольно "суровое" обращение и не поломаться. Содержащий такой вагончик набор всего за пару десятков долларов - наверное, лучшего варианта, чем этот, предложить просто невозможно!

Ну, а серьезные коллекционеры могут поискать себе тут "родной" Bachmann за $79.00!