Вагоны: рефрижератор SFRC RR-90

Производитель Xiamen Newsun Co.Ltd., Китай под марками Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place делают вагончики для своих набороа не от балды - речь идет о моделях реальных прототипов вагонов железных дорог США, и для серьезных коллекционеров их выпускает заокеанская фирма Бахман (Bachmann Industries). Именно "бахмановский" подвижной состав китайские производители взяли за образец!

Наборы Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place всех размеров предлагают модельный ряд под флагами Union Pacific и MST (Megapolis Speed Train).

Union Pacific - это историческая серия с ретро-локомотивами (паровозами), более всего напоминающими копии паровозов Baldwin 2-8-0 Consolidation от Bachmann с колесной формулой 2-8-0 первой (I) американской эпохи (1870 - 1940), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных паровозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в том числе и Union Pacific.

MST (Megapolis Speed Train - это историческая серия с первыми тепловозами (дизель-электровозами), являющимися копиями тепловозов EMD FT-A от Bachmann второй (II) американской эпохи (1940 - 1960), которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных тепловозов этой серии, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США, в данном случае для Baltimore and Ohio Railroad.

Несмотря на столь четкие исторические разграничения по историческим мотивам, вагонный парк во всех наборах одинаковый и, мягко говоря, не совсем историческим реалиям соответствующий. Тем не менее и вагончики являются копиями моделей от Bachmann, которые являются в свою очередь копией в масштабе H0 реальных вагонов, производившихся для различных "настоящих" железных дорог США

Рефрижераторный вагон - универсальный крытый вагон для перевозки скоропортящихся грузов - в основном продуктов питания - при пониженных температурах, для чего этот вагон и снабжён холодильной системой.

Рефрижераторный подвижной состав активно использовался в США вплоть до 1970-х годов, когда железные дороги уступили перевозку грузов автомобильному транспорту. В пору расцвета перевозок существовало более дюжины железнодорожных компаний, специализировавшихся на перевозках различных продуктов питания (фрукты, овощи, мясо, рыба и морепродукты) от мест производства и продажи к местам массового потребления (крупным городам и агломерациям — Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго) по различным железным дорогам.

Среди железнодорожных компаний была и такая, как The Atchison, Topeka and Santa Fe Railway (сокращенно ATSF), часто упоминаемая как Santa Fe, одна из крупнеших в США. Удивительно, что несмотря на свое название, поезда этой дороги никогда не ходили в сам город Santa Fe, что в штате New Mexico по ряду технических причин. Самой этой железной дороги теперь тоже нет - точнее, нет такой компании, как ATSF - 22 сентября 1995 года она слилась с железнодорожной компанией Burlington Northern & Santa Fe Railway (BNSF) и с 31 декабря 1996 года объединение носит имя BNSF.

Рефрижераторные вагоны — это не просто изотермические вагоны, имеющие цельнометаллический кузов с хребтовой балкой и термоизоляционной прослойкой, в них применяется машинное охлаждение. Также рефрижераторы включают в себя устройства принудительной циркуляции воздуха и вентиляции грузового помещения. Активная замена парка изотермических вагонов на рефрижераторные вагоны началась в США в 1947 - 1949 год, вначале путем переделки старых деревянных вагонов.

Затем началась постройка цельнометаллических вагонов, в том числе и для Santa Fe Railroad, в вагонах которой с 1951 года впервые были установлены большие, специально разработанные самоуплотняющиеся двери с запорными рычагами. Это касалось и 50-футовых (15,24 метра) цельнометаллических рефрижераторных вагонов класса SFRC Rr-90, которые производились с 1963 по 1973 годы, а использовались и дольше, и в любом случае они относятся к третьей (III, современной) американской эпохе (с 1960-х по настоящее время).

Они имели не только логотип Santa Fe Railroad, но и весьма характерную раскраску, оранжево-черную, с тёмно-синими дверями. На дверях также ставился знак наличия системы машинного охлаждения (это белые буквы MTC и типичный символ под ними).

Дело так и обстоит у "родных" моделей от Bachmann! В этом легко убедится, изучив модель 17902 "50 Foot Santa Fe SFRC №55360" в масштабе HO (1:87). Модель сделана очень точно и по отдельным деталям, и по окраске - есть логотип компании, знак наличия системы машинного охлаждения, применена типичная цветовая схема.

Голубая Стрела, Mobicaro и The Childrens Place в своей продукции тоже соблюдают типичную цветовую схему, а вот надписи и логотипы по дизайну хоть и напоминают реальные, но таковыми ни в коей мере не являются.

Передняя и задняя тележки, как и в оригинале, состоит из двух колесных пар. И хотя колеса не черные, а серые, а тележка закреплена на оси и может поворачиаться, внешний вид её не так уж и далёк от оригинала. Сцепки также абсолютно другие, и они автоматически не срабатывают. Так или иначе, ходовая часть хоть и отличается от "родной", но катается и выглядит этот вагончик вполне прилично.

Большинство характерных деталей на корпусе достаточно различимы, хотя в целом гораздо меньше выступающих частей и отверстий. То есть это реализовано не как тщательно оберегаемый предмет коллекционирования, а как утилитарная игрушка, которая должна выдержать довольно "суровое" обращение и не поломаться. Содержащий такой вагончик набор всего за пару десятков долларов - наверное, лучшего варианта, чем этот, предложить просто невозможно!

Ну, а серьезные коллекционеры могут поискать себе тут "родной" Bachmann!