Локомотивы: электровоз Taurus

Годы постройки: 1999 - 2006 (Taurus I и II) 2005 - 2008 (Taurus III)
Колесная формула: Bo'Bo'-el
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 86 тонн (Taurus I и II) 87 тонн (Taurus III)
Максимальная скорость: 230 км/ч
Длина: 19280 мм
Высота: 4375 мм
Ширина: 3000 мм
Диаметр колеса: 1150/1070 мм
Количество тяговых двигателей: 4
Мощность: 8,600 л.с.
Производитель: Krauss-Maffei, Siemens
Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.
Данный локомотив - представитель семейства Siemens EuroSprinter ES64 (в которое входят ES64F, он же немецкий BR 152; ES64F4, он же немецкий BR 189 и ES64U2(4), он же австрийский Taurus). Эти машины создавались по новой концепции - один локомотив для всей Европы.
Siemens EuroSprinter - семейство электровозов, реализованное на модульной концепции локомотивов для европейского рынка, производимых компанией Siemens AG. Внутреннее именование локомотивов в компании - ES 64, где ES для EuroSprinter, а число 64 указывает мощность - 6400 киловатт. Всего (включая прототип ES64P), была построена ровно тысяча локомотивов семейства Siemens Eurosprinter, которые эксплуатируются в десяти странах. Помимо серии ES64, данный электровоз стал родоначальником серий греческих, испанских и португальских локомотивов.
В начале 90-х годов немецкие железные дороги нуждались в новом грузовом локомотиве для тяжелых составов, так как Е50 к этому времени устарел окончательно, а машины из ГДР не отвечали западным требованиям. В связи с устареванием парка стандартных электровозов Deutsche Bahn AG планировала заменять их на электровозы новых серий. Был объявлен конкурс, в котором победили Krauss-Maffei совместно с Siemens, со своим локомотивом ES64. Прототипом для новых электровозов стали электровозы 252 серии выпущенные для испанской RENFE в 1991 году.
Это был локомотив для вождения тяжёлых поездов, при этом обладающий высокой скоростью. Он комплектовался асинхронными двигателями со свободным подвешиванием, тиристорными преобразователями напряжения, оригинальной системой торможения, основанной на рекуперации и дисковых тормозах, при этом диски расположены не на оси колесных пар, а на отдельных тормозных валах и комплектуются надежной системой охлаждения, вынесенной на крышу. Тяговый трансформатор расположен максимально низко, что позволило разместить на электровозе удобный проход из одной кабины в другую. При этом электровоз отвечал новой концепции – один локомотив для всей Европы. Машина и имя получила соответствующие EuroSprinter. А вся задуманная серия получила кодировку ES64(P)(F)(U)(2)(4) – EuroSprinter мощностью 6400 кВт, где буквы P – прототип, F – грузовой, U – универсальный, а цифры в конце указывают количество рабочих напряжений.
В конце 1995 года было начато серийное производство первого ES64 - ES64F, получившего обозначение BR 152. Но BR 152, разработанный ещё в начале 90-х, так и не стал настоящим общеевропейским локомотивом. Не всех устроили его характеристики.
В частности, безуспешной оказалась попытка заключить контракт с австрийцами, которых не устроили некоторые характеристика ES64F - и они объявили отдельный конкурс на поставку для своих дорог четырёхсот многоцелевых электровозов. Сами автрийцы ранее тоже предпринимали попытки сделать свой сильно устаревший парк электровозов современнее, но у них они выходили слишком дорогими. На конкурс подали заявки шесть производителей или консорциумов производителей. Это были Adtranz, Siemens, Ansaldo, консорциум GEC Alstom - Elin, консорциум Siemens - Adtranz и консорциум SLM - Adtranz. В июле 1997 года контракт был заключен с Siemens, поскольку их предложение было на 0,8% дешевле, чем у ближайшего конкурента - Adtranz. Цена за локомотив составила 2,63 миллиона евро, общий объем заказа составил 197 миллионов евро. Так и родился следующий EuroSprinter - ES64U2.
Кстати, к 1999 году локомотивное подразделение Krauss-Maffei полностью влилось в Siemens который стал единоличным хозяином серии EuroSprinter и вышел на рынок как самостоятельный производитель - Siemens Transportation Systems.
Первый ES64U2 для OBB был официально представлен 12 июля 1999 года. С января 2000 года ES64U2 уже фактически эксплуатировались в Австрии, хотя только 18 января 2001 года главное управление железных дорог Австрии официально утвердило этот факт.
Ключевой особенностью Siemens ES64U2 стала возможность работы на переменном токе двух напряжений: 15 и 25 кВ. Впрочем, часть машин была построена только для напряжения 15 кВ. Локомотив способен развивать максимальную скорость во главе пассажирского состава до 230 км/ч, а товарного (с грузом весом более 1600 тонн) - 120 км/ч. Он имеет максимальную мощность 8600 л/с, но кратковременно (не более пяти минут) может развить 9400 л/с. В отличии от локомотивов серии F на всей серии U использовался втулочно-пружинный привод.
А вообще, Siemens ES64U2, наверное, один из самых необычных электровозов, так как во время старта этот локомотив "исполняет музыку". Это, правда, все-лишь "перебор ладов" (конкретно - дорийского лада). Такой эффектный запуск достигается за счет преобразователей в трехфазном двигателе электровоза: звуковой сигнал это двойная тактовая частота импульсных инверторов, которая повышается шаг за шагом (в целых тонах и полутонах в двух октавах). Преемник данного электровоза (ES64U4) был лишен такой особенности.

Локомотивы серии ES64U2 оснащены двумя пантографами. Единственным исключением являются первые 25 локомотивов серии 1116, поставляемые с тремя пантографами. Третий пантограф делали специально для эксплуатации в Венгрии, но он был вскоре демонтирован, так как венгерские государственные железные дороги наконец-то адаптировали свою контактную сеть. А вот ушедшие позже в Швейцарию локомотивы 1116 с 201 по 223 снова получили третий пантограф в соответствии со швейцарским стандартом. Позднее некоторые локомотивы были оборудованы третьим пантографом для планируемой эксплуатации в Хорватии.

В 2000 - 2004 годах Siemens построила и для своего подразделения Dispolok пятьдесят два ES64U2, которые позднее вместе с Dispolok были проданы японской Mitsui Rail Capital Europe. Номера - 001–033, 060–074, 080–082, 095–099. Эти машины часто сдаются в аренду или в лизинг, и их тоже можно увидеть не только в Германии, но и в Швейцарии, Австрии, Болгарии, Австрии и Венгрии. После 2018 года уже 60 локомотивов этого типа принадлежат Dispolok и сдаются в аренду различным железнодорожным компаниям - NetLog / boxXpress.de, HKX, Hupac AG, Rail4captrain, RBH Logistics и TX Logistik.
Немецкие железные дороги тоже купили в 2001 году двадцать пять ES64U2, назвав их BR 182, в качестве замены так и не построенным BR 152 для вождения грузовых поездов с заездом в Австрию. В DB эти локомотивы имели номера 182 001 – 025. Так как подразделение Railion (сейчас - DB Schenker) занимается исключительно грузовыми перевозками, использование скоростных локомотивов считалось нецелесообразным. Когда в 2008 году из-за мирового финансового кризиса упали объёмы грузоперевозок в Германии, BR 182 перевели в подразделение DB Regio, где они, после небольшой модернизации, включающей в себя установку маршрутного табло, занялись региональными пассажирскими перевозками. Кроме того, два ES64U2 были построены для частной фирмы MWB. Ныне в Германии эти локомотивы таскают грузовые и междугородние пессажирские поезда, в основном между Пассау и Ингольштадтом / Гамбургом или между Зальцбургом и Франкфуртом-на-Майне.
В 2000 году швейцарская компания Hupac, занимающая трансальпийскими грузовыми железнодорожными перевозками, купила три ES64U2, ранее взятых в аренду у Dispolok. Эти электровозы имеют три пантографа. Номера - 100–102.
В 2002 году венгерская государственная железнодорожная компания MAV купила десять электровозов ES64U2, обозначенных 1047 sorozat (с 2011 года - 470 sorozat). Они имели номера 470 001–010. Эти локомотивы сертифицированы для использовании на территории Венгрии, Австрии и Германии. Основная их сфера деятельности - вождение пассажирских и грузовых поездов между Будапештом и Веной.
Кроме того, в 2005 году пять локомотивов серии 1116 купила компания GySEV (Gyor-Sopron-Ebenfurth Railway Corp), также использующая их в разнообразном магистральном движении между Венгрией и Австрией (там они обозначались как Class 1047 470 501–505). К середине декабря 2015 года договор аренды закончился, и арендованные локомотивы вернулся в OBB.
Летом 2008 года многие локомотивы Taurus получили дизайн в честь чемпионата Европы по футболу 2008 года.
С декабря 2008 года для компании Rail Cargo Hungaria выделено 20 локомотивов, это 1116 001–012, 014, 015, 041 и 045–049.
В 2010 году шведская фирма Hector Rail купила семь принадлежавших MRCE электровозов, построенных в период с 2000 по 2002 год, обозначив их Type 242. Они имели номера 242 502-504 516-517 531-532. Используются они, главным образом, в грузовом движении. Они имеют лицензии на эксплуатацию в Германии, Швейцарии, Дании и Швеции.
Кроме того, несколько лет назад в Румынию и Болгарию планировались маршруты локомотивов 1116 во главе грузовых поездов. С середины 2014 года они даже ходили до турецкой пограничной станции Капикуле.
С 2014 года OBB работает над тем, чтобы локомотивы серии 1116 "прижились" в Хорватии. В Загребе планировалось разместить несколько локомотивов, которые будут водить грузовые поезда между Венгрией и портом в Риеке. Локомотив 1116 021 был оборудован специально для Хорватии третьим пантографом. В конце 2014 года все локомотивы серии 1116, работавшие в Румынии и Болгарии также получили третий пантограф из-за Хорватии. К октябрю 2016 года компания Rail Cargo Hungaria запустила уже три локомтива в Хорватии, первоначально это был локомотив с номером 1116 021, а затем 022 и 023.
В Словакии класс 1116 не могли долго запустить из-за проблем с совместимостью параметров контактной сети и автоматики, которые были преодолены в ноябре 2015 года и 1116 049 впервые протащил там грузовой поезд RailCargoGroup. Регулярное использование локомотивов, однако, началось в Словакии только 19 ноября 2018 года с аренды 1116 041 для RailCargoCarrier Slovakia (RCC-SK). С тех пор этот локомотив и используется в Словакии RCC-SK.
Компания Flixmobility использует Siemens Taurus в своих фирменных цветах в качестве локомотива для своих поездов на маршруте Кельн-Гамбург с 24 марта 2018 года.
В результате расширения мощностей дочерней грузовой компании OBB RailCargoGroup, сфера деятельности за рубежом растет. По состоянию на 2018 год примерно 10 локомотивов серии 1016 были официально сданы в аренду RailCargoGermany, где они в основном работали на маршрутах между Ингольштадтом и Бремерхафеном. Но через год эти локомотивы вернулись в Австрию, поскольку количество предоставляемых услуг в Германии сократилось.


Это повлекло за собой увеличение массы локомотива, и чтобы удержать её в разумных пределах на 2,5 тонны был облегчён тяговой трансформатор, что привело к некоторому снижению мощности длительного режима. По сути, это четырехсистемный локомотив отчасти на основе разработок семейства Taurus (механическая часть), а отчасти - на основе BR 189 (электрическая часть). ES 64 U4 является частью крупного контракта по модернизации подвижного состава, заключённым OBB с Siemens. При заключении контракта наих производство Siemens согласился аннулировать ранний заказ на 68 локомотивов серии 1116, и построить вместо них уже сразу 50 новых и более дорогих локомотивов серии 1216 различных модификаций, а разница в количестве (18 локомотивов) должна была компенсировать дополнительные затраты. Siemens первыми поставил локомотивы с номерами 1216.001 - 003, а также тестовый локомотив 1216.050 (перемаркированный позже в OBB в 1216.025). ES64U4 является самым быстрым в мире локомотивом, 2 сентября 2006 года построенный для австрийских железных дорог OBB 1216 развил скорость 357 км/ч на линии Нюрнберг - Ингольштадт около Хильпольтштайна. Эксплуатационная скорость, как и у ES64U2, составляет 230 км/ч.
Были введены в эксплуатацию три варианта: итальянские локомотивы 1216.001-025, чешские локомотивы 1216.226-240 и словенские локомотивы 1216.141-150.
С 2011 года Taurus III водят скоростные поезда Railjet по маршрутам Прага - Вена - Грац и Вена - Филлах, причём частью поездов, связывающих стоили Австрии и Чехии, оперирует чешская компания CD. Кроме того, частным австрийским владельцам принадлежат ещё шестнадцать OBB 1216.
Словенские железные дороги в 2005 - 2009 годах приобрели 32 ES64U4 (обозначаются там как SZ 541). Как и у австрийских электровозов, у словенских SZ 541 возможность питания от напряжения 1,5 кВ постоянного тока не используются.

В 2008 - 2009 годах польская государственная железнодорожная компания PKP купила у Siemens десять ES64U4, назвав их EU44 Husarz. Эти локомотивы используются в работе с пассажирскими поездами дальнего следования.
С конца 2005 года пять локомотивов были оборудованы для эксплуатации в Болгарии, Турции, Сербии и Хорватии.
В 2011 году итальянские компании Ferrovie Udine Cividale и In Rail купили по два электровоза для грузовой работы, названные E 190.
Известные производители выпускали модели этого локомотива в масштабе H0: Marklin, Piko, Roco... До сих пор (2019 год) в ассортименте Piko есть, напрмер, стартовые наборы, в которые входит этот электровоз. Вероятно, самый распространенный и популярный - это стартовый набор с артикулом 57170 "Грузовой состав OBB". Входящий в комплект электровоз оборудован внешним освещением (белый свет вперед и назад по ходу движения), пантографами и оснащён разъёмом для установки декодера цифровой системы управления (интерфейс NEM 652). Модель имеет длину по буферам 221 мм. Минимальный проходимый радиус - 358 мм. Принадлежность - OBB, эпоха V (пятая).
Также в ассортименте Piko имеются стартовые наборы "PKP Intercity Taurus VI" (артикул 59002),"PKP Taurus V IC" (артикул 59024), "OBB Taurus V" (артикул 59026), "OBB Taurus IC" (артикул 96947), "PKP Taurus IC Passenger Starter Set" (артикул 97906).


Новости
-
2022-07-09 01:33:05
Взрыв на путях в УнечеВзрыв на путях в Унече! Брянский губернатор сообщил о взрыве на железнодорожных путях перед поездом, взрывное устройство...
-
2020-07-08 01:33:05
Трагедия в ЧехииТрагедия в Чехии! В последние часы у нас появилась информация из источников, не вызывающих сомнения: 7 июля 2020 года в 15:10...
-
2019-03-15 23:50:15
Вагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыхаВагон поезда времен второй мировой войны стал местом роскошного отдыха! Старый вагон, который создали в 1942 году служил он в...
-
2019-02-02 01:23:43
Сход 29 грузовых вагонов с рельс в Иркутской областиВ Заларинском районе Иркутской области с рельс сошли 29 вагонов поезда с углем. Это произошло 12 января. Поезд из 67 вагонов...