Вагоны: крытые вагоны Hannover и Stettin G02

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Уже начиная с 1878 года разрабатывались прусские нормы постройки для локомотивов, тендеров и вагонов под руководством Морица Стамбека. Система классификации вагонов (Wagengattungen) также была придумана в Пруссии в 1902 - 1905 годах. Но до 1908 года крытые товарные вагоны разработывались практически индивидуально в каждом случае и были специально адаптированы к потребностям локально ограниченных задач. Это затрудняло и их массовую постройку, и эксплуатацию, даже расчет всяких тарифов было делать затруднительно.

Для изготовления локомотивов и вагонов в Германии начали применять единые прусские чертежи с 1885 года, при этом для крытых вагонов были разработаны чертежи (Musterblatt) под номерами IIb 1, IIb 3, IId 8, IIc 11. Все эти нормы и стандарты были окончательно приняты для всей страны с появлением Рейхсбана (Deutsche Reichsbahn) в начале 20-х годов. Первое, что сделала администрация Рейхсбана - стандартизация всего, что касалось строительства локомотивов и вагонов.

Тем временем уже с 1910 года постепенно на смену прусским нормам (хотя последний "прусский" чертеж Musterblatt был создан в 1923 году) пришла концепция (или же новая "коллекция" чертежей) Verbandsbauart. Она создавалась силами инженеров Немецкой национальной железнодорожной ассоциации (Der Deutscher Staatsbahnwagenverband, DWV), основанной в 1909 году для обеспечения стандартизации транспортных средств на железной дороге. Эта ассоциация объединяла восемь бывших немецких железных дорог, но бал в ней правили, опять же, прусские железные дороги, у которых было в общей сложности больше грузовых вагонов, чем у всех прочих. Может, поэтому товарные вагоны Verbandsbauart выглядели как более ранние "прусские" конструкции (созданные по чертежам IIb 1, IIb 3, IId 8), но на самом деле были во многом более совершенны и их грузоподъемность увеличилась.

Что касается конкретного класса крытых товарных вагонов G Hannover и G Stettin, то это была еще чисто прусская конструкция, отвечающая стандарту IId 8. Они, благодаря принятию прусского стандарта, стали одними из первых универсальных вагонов, которые уже были едиными по колесной базе (4,50 метра), грузоподъемности (15 тонн) и так далее. Такие вагоны выпускались с тормозной будкой, и тогда они имели длину по буферам (LuP) 9,60 метров. В случае, если тормозной будки не было, длина составлялао 9,30 метра. Вначале, до 1914 года, их маркировали как Gml ("l" - удлиненный, так как на момент разработки нормальной базой вагонов считалась база в 4 метра), с 1914 года Gm (буквы "l" уже нет, так как нормальной уже считается база в 4,5 метра), затем в Рейхсбане (DRG) с начала 20-х годов им был присвоены классы G Hannover и G Stettin, после войны в западногерманском Бундесбане они обозначались как G02, в ГДР-овском Рейхсбане (DR) - G03.

Вагоны G Hannover и Stettin строились с 1890 (по некоторым данным с 1895) года по крайней мере до 1919 года. Их нумеровали в диапазоне 100 100 до 100 999; однако, не все номера были заняты, потому что было выпущено только около 4600 таких вагонов. На смену им приходили более совершенные конструкции. Вначале, с 1910 года, параллельно им по чертежам Verbandsbauart строились очень похожие вагоны G10, затем Munchen, Kassel, Oppeln, Bremen... Весьма сложно, кстати, отличить G02 от G10, внешне - разве что по расположению ручки раздвижной двери. У G02 она располагался посередине двери (по высоте), а у G10 - ниже. Но использовались G Hannover и Stettin довольно долго - только к 1960 году все G 02 были выведены из эксплуатации в ФРГ, а в ГДР это произошло ещё на несколько лет позже.

Вагоны типа G Hannover и Stettin, G10, Munchen и прочие закрытые товарные вагоны, как видно на снимках, активно использовались Рейхсбаном с 1941 года по 1944 год для перевозки, например, евреев и цыган со всей Европы в концентрационные лагеря на восточных территориях Рейха (Аушвиц, Треблинка, Майданек и другие).

Очевидно, что немцы предпочитали выделять для таких перевозок устаревшие вагоны, поэтому в данных целях было использовано изрядное количество вагонов именно типа G Hannover и Stettin. Надо заметить, что в конце войны, в 1944 - 1945 годах начался обратный процесс, то есть эвакуация в тыловые лагеря (типа Дахау) узников из вышеупомянутых лагерей. И для этого зачастую использовались (в связи с тяжелыми потерями подвижного состава Рейхсбана во время войны) уже открытые полувагоны (Konigsberg, Breslau и Essen, Om Ludwigshafen, Ommu Klagenfurt и другие). В результате таких перевозок многие заключенные гибли в пути от неблагоприятных погодных условий, голода, жажды и регулярных обстрелов с воздуха английской и американской авиацией.

Фирма Piko давно выпускает модель, прототипом которой являются именно вагоны G Hannover и Stettin, как совершенно без маркировки (в составе стартовых наборов, продававшихся в СССР в 1980-х - 1990-х годов), так с маркировкой западногерманского Бундесбана DB (вагон с номером 101-049), так и восточногерманского Рейхсбана DR (вагон с номером 02-19-26), окрашеные как в зеленый, так и в коричневый цвета.

В каталоге Piko 2017 года вагон все еще присутствует как Gedeckter Guterwagen G02 DR Ep.III (артикул 54986) с маркировкой восточногерманского Рейхсбана DR.

Итак, вот официальные сведения об актуальной модели Piko (артикул 54986):
Эпоха - III
Принадлежность - DR
Длина - 105 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM, можно установить любые сцепки.
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления
Количество осей: 2.