Вагоны: крытый изотермический вагон: Gk Berlin

Изотермический вагон - крытый грузовой вагон для перевозки скоропортящихся грузов. Кузов вагона снабжён теплоизоляцией, имеет приспособления для рационального размещения груза. Для поддержания постоянной температуры воздуха такой вагон может иметь приборы охлаждения и отопления, устройства для принудительной циркуляции воздуха и вентиляции.

Изотермические вагоны бывают универсальные, для перевозки всех видов скоропортящихся грузов и специальные (для перевозки конкретных продуктов - молока, живой рыбы, вина). Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением (рефрижераторные вагоны), охлаждаемые водным льдом или льдосоляной смесью (вагоны-ледники). Рефрижераторный вагон - это, по сути, изотермический вагон, имеющий холодильную установку, позволяющую при средней наружной температуре 30 °C понижать температуру внутри вагона и затем поддерживать её в пределах от 12 до 0 °C (класс А), от 12 до -10 °C (класс В) и от 12 до -20 °C (класс С).

До начала XX века немецкие железные дороги использовали только изотермические вагоны, которые не имели охлаждающего устройства. Это позволяло достигать температуры от +4 до +16 ° C. Они все были самой разной конструкции - и в начале своего существования, в 1920-х годах, Reichsbahn (DRG) принял на баланс около 1500 таких разношерстных вагонов.

В первые годы после первой мировой войны в Германии не хватало мяса. Транспортировка мяса из Аргентины и Австралии осуществлялась на рефрижераторных судах в порты Гамбурга и Бремена. Это мясо должно было быть доставлено до внутренних районов Германии по железной дороге.

Крытые грузовые вагоны, созданные в соответствии с концепцией стандартизации Verbandsbauart, строились в период с 1910 по 1927 год, в том числе к 1923 году были построены первые двухосные рефрижераторы (Kuhlwagen) с современной эффективной термоизоляцией, которые, в отличие от ранее использовавшихся изолированных вагонов, как раз отлично подходили для перевозки замороженной рыбы и мяса. Это были вагоны класса Gk... Berlin, Gattungsbezirk Berlin. Буква "G" обозначала, что это двух- или трехосные крытые грузовые вагоны с грузоподъемностью 15 тонн; буква "k" уточняла, что это, собственно, рефрижератор. Множество их разновидностей были объединены общим районом "Berlin".

Два тестовых образца Gattungsbezirk Berlin были собраны на вагоностроительных заводах Wismar и Uerdingen в 1922 году. Помимо современной термоизоляции в них было предусмотрено охлаждением льдом. Этот метод гарантировал поддержание температуры в диапазоне от -18 ° C до +4 ° C, что вполне годилось для перевозки рыбы и мяса. За образец для постройки брались американские вагоны - на тот момент за океаном был накоплен значительный опыт в этом деле...

Общий заказ предполагал строительство 300 вагонов-рефрижераторов, которые были введены в эксплуатацию в период с 1923 по 1925 год. В этой первой серии было построено 120 универсальных вагонов для перевозки мяса, фруктов и молочных продуктов, а также 180 рефрижераторов для морской рыбы. И уже до 1926 года, включая два тестовых образца, было построено 175 вагонов типа Uerdingen и 405 автомобилей типа Wismar, в результате чего вагоны одной и той же серии Gattungsbezirk Berlin по основным размерам и оборудованию немного друг от друга всё-таки отличались в зависимости от производителя.

Кроме того, в период с 1927 по 1931 год администрация DRG заказала для железных дорог Баварии у MAN 28 коротких вагонов для перевозки пива, построенных на шасси Gr Kassel, и 16 вагонов-рефрижераторов для перевозки молока и бананов на вагоностроительном заводе в Висмаре.

Первые немецкие рефрижераторные вагоны имели грузоподъемность 15 тонн. Вагоны имели расстояние между осями 6 метров и длину 11300 см, или 11900 см, если вагон был с тормозной будкой. Изоляция состояла из пробки и прессованных торфяных пластин (торфолеум), которые были склеены водостойкой бумагой, а затем помещены между двумя деревянными стенами. Таким образом, создавался изолирующий слой около 12 см для стен и крыши и изолирующий слой толщиной 10 см для днища вагона. У первых рефрижераторов деревянные доски обшивки были расположены горизонтально, по длине вагона. В более поздних версиях доски располагались вертикально. Двери вагонов имели такую конструкцию, что их можно было герметично закрывать. Лед, который использовался для охлаждения груза, загружался в специальное пространство через люки на крыше. Основные двери при загрузке льда могли оставаться закрытыми. Нумеровались старые довоенные вагоны Gk и Gkw в диапазоне от 101 до 1721 и от 2001 до 2845.

В рефрижераторах для перевозки мяса в грузовом отсеке были размещены горизонтальные стержни, из которых мясо можно было повесить с помощью крюков. Вагоны-рефрижераторы, построенные до второй мировой войны, были выкрашены в белый цвет снаружи и часто имели на борту надпись "kuhlwagen". Первая серия рефрижераторов не имела вентиляции. После 1925 года рефрижераторы были оснащены вентиляторами в крыше, ставили от 4 до 8 вентиляторов Flettner. Вентиляция использовалась для отвода влаги от растаявшего льда, чтобы груз не промок.

Рефрижераторы для перевозки рыбы имели на борту надпись "seefische". Эти рефрижераторы предназначались только для перевозки рыбы и не имели вентиляции, потому что рыба должна была оставаться полностью замороженной и образования конденсата не предполагалось.

Для использования таких вагонов были введены строгие правила, в частности, касающиеся чистоты. Отправитель товара был обязан очистить вагон и предоставить лед для охлаждения. При возврате вагонов со станции разгрузки на станцию погрузки туда было разрешено загружать упаковочный материал, при условии, что это требовалось для последующей перевозки охлаждаемых грузов и не загрязняло вагоны. Рефрижераторы с надписью "морская рыба" не допускались для перевозки других товаров.

Создавались в рамках этого класса вагонов и так называемые "паромные" рефрижераторы Gfkhs, они были введены в эксплуатацию в 1935 году специально для сообщения с Великобританией и были рассчитаны на английскую ширину колеи железной дороги. Gfkhs нумеровались в диапазоне от 10001 до 10004 и от 11001 до 11046.

До введения классификации UIC (МСЖД) в Германии вагоны обозначались сначала как Gk (двухосные) и GGk (четырехосные). Вагоны Gattungsbezirk Berlin имели в маркировке общий символ "G" и дополнительный символ "k", а также другие дополнительные символы в зависимости от их характеристик. С конца 1942 года для этих вагонов ввели новое обозначение - "T". Это обозначение плавно перешло в начало III эпохи, то есть в послевоенное время. "T" означало, что это вагон с термоизоляцией, двух- или трехосный, грузоподъемность 15 тонн; "TT" - такой же, но четырехосный, грузоподъемность - 30 тонн.

Рефрижераторы G, Gk, Gkw, Ggkhs использовались для разных целей. Вагоны Gk цепляли к санитарным поездам, их нумеровали в диапазоне 13193 - 13307. Рефрижераторы Gkhs и Tg использовались для перевозки мясных продуктов. Старый тип рефрижераторных вагонов Tn и Tno в основном использовался для перевозки масла и молочных продуктов. Более поздние версии Tn и Tno были использованы для перевозки более широкого спектра продуктов. Рефрижераторный вагон Gkhhs использовался только для перевозки морской рыбы. Рефрижераторы Tk, TTk, Tg, Tnhs использовались для перевозки мяса. Tk, TTk нумеровались в диапазоне от 12001 до 12401. Tg - в диапазоне от 13001 до 13192. Tg, Tgg - в диапазоне от 13308 до 13360.

Например, вагоны Ghk Berlin строились по чертежам Cq 240, начало их строительства пришлось на 1922 год. Ghk Berlin производили до 1934 года в трёх видах (не все имели люки для льда на крыше, например, часть из них была универсальными вагонами (пивными), часть предназначалась для транспортировки мяса, часть - рыбы), всего было построено по разным данным от 500 до 630 штук. Прослужили они еще и после войны в DB и были списаны до 1967 года (в DB часть их обозначалась как Tko 02). Это были 15-ти тонные вагоны (собственный вес - 11,2 тонны) с объемом загрузки 21 кубометр и длиной по буферам 11,7 метра. В вагонах, предназначенных для перевозки мяса и рыбы, можно было достичь температуры охлаждения от +4 до -18 градусов.

Рефрижераторы, известные впоследствии в DB как Tnhs 31 - 1936 года постройки и создавались в различных вариантах. Они использовались для перевозки разных продуктов питания, но большинство - для перевозки мяса. Они имели уже большую длину загрузки, от 9 056 до 9 126 мм, собственный вес 15 тонн, грузоподъемность 15 тонн и длину по буферам 17 500 мм без ручного тормоза. Это были так называемые скоростные грузовые вагоны, которые можно было разгонять до скорости 90 км / ч, у них также было два контейнера со льдом и четыре люка для загрузки льда, которые были размещены на концах боковых стенок. На их бочкообразных крышах были размещены восемь вентиляторов Флеттнера, и они также были укреплены поперечными диагональными скобами на торцевых стенах. Они также имели тормоз Hik-GP, колесную базу 7000 мм. Вагоны для транспортировки пива (Tn, Tno) имели номера 3001 - 3040, а вагоны для транспортировки мяса (с крюками, Gkhs) 6001 - 8000. С 1943 года они вошли в группу T, холодильники для мяса получили общее название Tnhs, а холодильники для пива - Tnohs. Символы "n" означают "не подходит для замороженных продуктов" и "o" - "без крюков для мяса". В послевоенной Западной Германии эти вагоны были промаркированы серией Tn ... hs и номером дизайна 31. Tnhs нумеровались в диапазоне 16001 - 16671.

В общем и целом вагоны с дополнительным обозначением f предназначались только для перевозки морской рыбы; g - только для замороженных продуктов; gg - для сухого льда и замороженных продуктов; k - слабая теплоизоляция (не подходит для замороженных продуктов); kk - слабо теплоизолированный вагон-цистерна для жидкостей; n - не подходит для замороженных продуктов; o - без крюков для мяса; m - предел нагрузки 20 - 21 тонны; mm - предел нагрузки более 26,5 тонн; e - электрический нагрев; h - паровой нагрев; s - подходит для поездов со скоростью до 100 км / ч; ss - подходит для поездов до 120 км / ч.

Что касается номеров дизайна, то цифры 00 - 09 соответствовали самым старым типам вагонов, разработанных еще до появления объединенного Рейхсбана вне всяких стандартов; 10 - 19 вагоны, созданные по стадартам единой государственной организации Deutscher Staatsbahnwagenverband (DWV), концепция Verbandsbauarten; 20 - 29 - соответствовавшие концепции взаимозаменяемости комплектующих (Austauschbauarten); 30 - 49 - с применением технологии сварки (Geschwei?te Bauarten); 50 - 99 - обозначали новые вагоны, созданные после 1951 года; цифра 9 на втором месте всегда указывала на некий зарубежный дизайн; 09 (и 49) обозначали американские военные разработки.

Рефрижераторы типа Gkhs, Gkhhs Berlin 1936 года предназначались исключительно для перевозки морской рыбы. У них был ручной тормоз, не было вентиляторов, не было ящиков со льдом (рыба сама была вморожена в лёд) и крюков для мяса. В остальном вагоны были того же размера, но с массой нетто 13,8 тонны, длиной по буферам 12 200 мм и загрузочным объемом 60 кубических метров. Они имели номера в диапазоне 8001 - 9999 и с 1943 года обозначались как Tnfhs Berlin.

Во время второй мировой войны было построено большое количество новых рефрижераторных вагонов для перевозки продовольствия для немецких войск. В этот период многие из этих рефрижераторов получили бетонно-серый цвет (RAL 7023) вместо стандартного серо-белого (RAL 9002). Вновь построенных вагоны T, построенные в военный период, нумеровались от 20001.

Тип Tn.. построенный в конце 1942 года, был дальнейшим развитием Gkhs Berlin, который был построен в 1936 году; он использовался для разных целей, но в основном для перевозки пива. Они были оборудованы паровой системой подогрева и могли транспортироваться со скоростью 90 км / ч, загрузочные двери у них были уже, чем у их предшественников. Они не подходили для транспортировки замороженных продуктов.

Рефрижераторы 1942 года постройки Gkh Berlin представляют собой просто переоборудованные грузовые вагоны типа Gls Dresden, они были оснащены теплоизоляцией толщиной 100 мм, имели контейнеры для льда с загрузочными люками для него, двухстворчатые загрузочные двери, тормоз Hik GP. Они не подходили для замороженных продуктов и использовались главным образом для перевозки сливочного масла и молочных продуктов. Имели номера 1729 - 1928, с 1943 года они стали вагонами типа Tno Berlin. В западногерманском DB были причислены к классу Tnohs с номером дизайна 39.

Четырехосный холодильник GGkhs Berlin был построен в 1943 году и был новой разработкой с особой конструкцией крыши и люком на ней. Их полезная нагрузка составляла 36 тонн, длина по буферами составляла 16700 мм, они могли ехать со скоростью до 120 км / ч. Ggkhs имели номера от 4001 до 4022.

В 1949 году были построены первые послевоенные четырехосные рефрижераторы TThs Berlin. С 1953 года была построена серия из 260 новых рефрижераторов типа Tehs 50 (Ichqrs). С 1956 года последовала серия из 250 рефрижераторных вагонов типа Tmehs 50, которые имели большую грузоподъемность и внешнюю обшивку из металла. Внутренняя часть стенок была алюминиевой. Эти вагоны охлаждались сухим льдом.

Чуть позже серия вагонов Glmhs 50 была переоборудована в рефрижераторы для перевозки бананов. В период 1955 - 1957 годов появились первые 175 вагонов типа Tnohs 50 (Ibblps 393). В 1958 и 1959 годах были построены еще 476 вагонов типа Tnomhs 50, которые имели более высокую грузоподъемность и где внутренние стены были покрыты стиропором. Вагоны имели ещё и обогрев для поддержания идеального для бананов микроклимата. Эти вагоны были окрашены в коричневый цвет.

По классификации UIC (МСЖД) в 1950-х годах все рефрижераторные вагоны помечены общей буквой "I". С принятием норм UIC (МСЖД) такие вагоны изготавливаются в соответствии с нормами UIC 571-3 для грузовых крытых вагонов специального назначения.

I - рефрижератор с термоизоляцией средней степени эффективности, имеет напольные решетки и ящики для льда емкостью 3,5 м? или больше, с двумя осями, погрузочная площадь 9 м?, грузоподъемность 15 тонн, с двумя двухосными тележками грузоподъемность 30 тонн.

Помимо общих признаков, характеристики уточнялись маленькими буквами: a - с двухосными тележками; b - не менее 22 м? погрузочной площадки и две оси; c - с крюками для мяса; d - для морской рыбы; g - наличие машинного охлаждения; l - просто термоизолированный вагон без какого-нибудь охлаждения; m - площади загрузки до 19 м?; o - ящики для льда емкостью до 3,5 м?; р - без напольных решеток; s - максимальная скорость 100 км / ч. 

Модель вагона старого, довоенного образца вагона в масштабе H0 в 2019 году еще присутствует в арсенале компании Piko. Это рефрижератор Tkroh 19 (артикул 54558), принадлежащий DR и относящийся ко II (второй) эпохе. Маркировка на нем еще довоенная, не Tkroh, а Gk. Имеет длину по буферам 126 мм.

Австрийская фирма Roco выпускала другой вагон старого образца - Tko02. Он входил в состав набора из 8-ми вагонов "Грузовой состав" (44002). Белый вагон с большой надписью "Seefische" (артикул 4312) имел уже послевоенную маркировку и дату ревизии 1.2.58, то есть относился уже к III (третьей) эпохе и имел принадлежность DB.

В набор также входили: платформа Rr20 (124 мм.), полувагон (бортовая платформа) O10 (94 мм.), полувагон Om (107 мм.), полувагон Om21 (107 мм.), товарный вагон Gh10 (107 мм.), товарный вагон Gr90 (107 мм.), бункерный вагон для сыпучих грузов K25 (94 мм.), вагон-рефрижератор "SEEFISCHE" Tko02 (124 мм.).

У Roco также есть другая модель вагона Tnfrhs "Seefische" (артикул 66882) - принадлежащая DR и также относящаяся к III (третьей) эпохе.

Информация о вагонах-рефрижераторах (немецкий язык)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...